Если у вас есть потребность в частых дальних поездках, хочется быть уверенным в надежности авто.
Глухие металлические стуки в передней подвеске, должны насторожить – необходимо провести диагностику и ремонт.
Забегая вперед, скажу – с одним из стуков можно поездить, с другим – категорически запрещено.
Определение причины навскидку
Хочу сразу предостеречь от ошибки, которая свойственна многим автолюбителям – просить друга или знакомого, проехать на вашем авто и определить что стучит.
Вы привыкли к шумам своего автомобиля, и четко различаете посторонние шумы и стуки. Другому водителю придется проехать не один десяток километров, прежде чем он сможет выделить источник стука.
Стук может возникать в разных условиях, но, как правило:
- Стук при разгоне и на кочках – либо опоры, либо амортизатор (или все вместе);
Стук при разгоне – опоры;
Стук на кочках – аналогично первому пункту.
Разговор идет о двухрычажной подвеске, которая к слову, является самой надежной и комфортабельной, и разрабатывалась для гоночных авто.
В такой подвеске, источником шума (глухие металлические стуки), как правило, выступают три детали – верхняя шаровая опора, нижняя шаровая опора, и амортизатор. Стуки немного разные, но неискушенному водителю сложно их отличить. Опоры являются наиболее нагруженными деталями (место соединение рычага подвески и поворотного кулака колеса), и не редко выходят из строя (появляется люфт внутри опоры).
При стуке амортизатора – ездить можно. Такой стук приводит к постепенному разрушению кузова (передача ударов на кузов), и снижает управляемость автомобиля на «гармошке». Но это не смертельно.
Если стучит опора: без разницы – верхняя или нижняя, ехать можно только до гаража, или станции техобслуживания. В случае обрыва опоры, вы теряете контроль над управлением, что в условиях движения по трассе на большой скорости – неприемлемо и очень опасно.
Диагностика стука возможна как в домашних условиях, так и на станции, впрочем, как и ремонт. О ремонте на станции скажу пару слов в конце, а пока – диагностика и ремонт в домашних условиях.
Стук амортизатора
Для этого достаточно на ровной площадке, слегка почать автомобиль вверх/вниз, с одной стороны. Причем, вертикальные колебания должны составлять несколько сантиметров – не более. Слегка надавили за крыло, отпустили, и так несколько раз. Если стучит амортизатор, то в эти моменты будут отчетливо слышны характерные стуки (опора в этом случае стучать не будет).
Стук опоры
Лучше всего проводить при наличии ямы и обязательно – напарника. Достаточно одному покачать за колесо (не вперед/назад, относительно автомобиля, а влево/вправо), а второму рукой пощупать опору – пальцами вы отчетливо услышите характерный стук опоры. На слух определить, стучит верхняя или нижняя – очень сложно.
Замена шаровой опоры
Автомобиль устанавливается на подъемник (поддомкратили одну сторону, подставили упор под кузов), снимается колесо. Откручиваем гайку опоры (бывают случаи, когда гайку нужно надрубить зубилом), при помощи съемника извлекаем палец опоры из посадочного места. Далее, откручиваем три винта крепления, и снимаем опору. Монтаж проводится в обратной последовательности. Важный момент: перед установкой стоит убедиться в наличии смазки под пыльником шаровой опоры, и очистить место крепления опоры от пыли и грязи.
Как и обещал, пару слов о том, как определить меняли ли опору на станции. Достаточно посмотреть на установленную опору. Обязательно – новый пыльник, новая опора (визуально), и новые болты крепления. Если что-то старое – есть шанс что ничего не делали, или установили б/у деталь – это неприемлемо.
Теперь вы знаете, как диагностировать глухой металлический стук, возникающий при разгоне, или на кочках, а также – как провести самостоятельный ремонт. Скажу одно – если нет опыта в ремонте, лучше доверить процедуру ремонта специалисту. Надежность подвески – ваша безопасность на дороге – не пренебрегайте этим. И тогда дальние поездки будут приносить только радость от комфортного вождения.
Автор: Игорь
Специально для сайта «за руль после 30».