Содержание
- 1 Роль тормозной жидкости
- 2 Маркировка тормозной жидкости
- 3 Классификация тормозных жидкостей
- 4 Идеальная тормозная жидкость, какая она
- 5 Особенности основных классов тормозных жидкостей
- 6 Требования ГОСТ
- 7 Классы тормозных жидкостей DOT
- 8 Отличия ДОТ 4 от других тормозных жидкостей
- 9 Можно ли смешивать жидкости из разных классов?
- 10 Описание тормозной жидкости Castrol Brake Fluid DOT 4
- 11 Как выбрать тормозную жидкость для автомобиля
- 12 Стандарты тормозных жидкостей
- 13 Периодичность замены
- 14 Объем жидкости в тормозной системе
Роль тормозной жидкости
Для начала хотим ещё раз уточнить важность тормозной жидкости в системе автомобиля. Она отвечает за своевременную и быструю остановку автомобиля и очень важно поддерживать её состояние на должном уровне и в случае необходимости совершать полную замену
Некоторые производители прописывают рекомендации о том, с какими сортами можно смешивать их продукт. На деле этого делать не рекомендуется, в первую очередь потому, что не всегда удаётся точно вспомнить, что именно залито в тормозную систему. А рисковать в данном вопросе совсем не стоит.
Тормозная жидкость передаёт через гидравлический привод усилие, возникающее от нажатия водителем педали тормоза, к тормозным механизмам колес. Колодки и диски получают импульс, вследствие чего автомобиль останавливается. Навык и привычку проверять состояние и уровень тормозной жидкости (а также моторного масла, антифриза и стеклоочистителя) формируют у воителей ещё в автошколе.
Что касается неприятностей, которые могут приключиться, то тут несколько вариантов событий:
- Температура кипения некачественной тормозной жидкости недопустимо мала. Если учесть тот факт, что даже хороший продукт со временем теряет свои свойства и показатель снижается до 150-170 градусов. В этой ситуации велик риск закипания, а, следовательно, появление воздушных пробок и отказ тормозной системы.
- Следующий сценарий следующий. Некачественная жидкость имеет повышенную гигроскопичность. Она довольно быстро накапливает излишнюю влагу и значительно увеличивает низкотемпературную вязкость в зимнее время. Результат всё тот же, что и в предыдущем варианте.
Поэтому к решению вопроса, какую тормозную жидкость заливать, следует подходить очень ответственно
Причём важно не только выбрать качественный продукт, но и не смешивать его со старым, а произвести полную замену
Маркировка тормозной жидкости
Подавляющее большинство современных тормозных жидкостей маркируется по стандарту Департамента транспорта США (DOT). Стандарт DOT регламентирует основные характеристики тормозной жидкости:
- температуру кипения (с различным процентом содержания воды в объеме);
- вязкость;
- температуру критической потери вязкости, при которой тормозная жидкость замерзает и оказывается не в состоянии прокачиваться по магистралям;
- гигроскопичность (способность впитывать и накапливать в себе воду из окружающей среды);
- химическую агрессию по отношению к металлическим деталям системы и к резиновым уплотнителям.
В номенклатуре, предложенной Департаментом транспорта Америки, есть 5 основных классов тормозных жидкостей, от DOT-1 до DOT-5, и несколько подклассов. Кратко рассмотрим актуальные жидкости, которые сейчас производятся и используются в современных авто.
Классификация тормозных жидкостей
Для правильного функционирования механизмов торможения используемая жидкость должна иметь соответствующие рабочие характеристики. Так как российские стандарты еще не полностью разработаны, то используется американский эталон качества FMVSS #116, разработанный Департаментом транспорта США (Department of Transport). В соответствии с ним все тормозные жидкости разделены на несколько классов DOT, они и определяют условия эксплуатации и вид механизма торможения – дисковый или барабанный. Кроме этого существует ряд других международных стандартов:
- ISO 4925 (международный);
- SAE J 1703/1704 (американский);
- JISK 2233 (японский).
Идеальная тормозная жидкость, какая она
Мы, как простые потребители с тройкой по химии, от тормозной жидкости многого не хотим. Вот, что нам от неё нужно, ни больше, ни меньше:
- Жидкость должна иметь максимальный порог закипания
, при этом не терять
вязкость
и сохранять «несжимаемость». - Она не должна разъедать резиновые элементы
тормозной системы, манжеты, пыльники, уплотнители, как это делают дешёвые составы вроде «Нева», «Роса» и прочие суррогаты. В противном случае мы подвергаемся риску разгерметизации тормозной системы и потере тормозов ежеминутно. Впрочем, под влиянием жидкости некоторые резиновые детали могут разбухать и повышать герметичность. Для зарубежных составов изменение размеров резинотехнических изделий не должно превышать 10%, у нас это вообще никто не контролирует. - Тормозная жидкость не должна вызыватькоррозию
и приводить к разрушению металлических элементов системы. Причём разных металлов — стали, латуни, чугуна, меди, алюминия и его сплавов, поскольку в тормозной системе море разных деталей и магистралей. Чтобы предотвратить коррозию, в состав вводят определённое количество ингибиторов. - Смазывающие характеристики
. Важный параметр, который влияет на износ зеркал тормозных цилиндров, манжетных колец, уплотнителей и поршней. - Стабильность
состава. Жидкость не должна расслаиваться, давать осадок, отложения
прилюбых рабочих температурах
. В стандарте указаны рамки — от -40°С до +100°С.
Особенности основных классов тормозных жидкостей
DOT-3
. В состав тормозных жидкостей этого класса входят простые гликоли, поэтому такая продукция имеет невысокую себестоимость и низкую цену. Главный недостаток – высокая гигроскопичность. Это приводит к быстрому снижению температуры кипения и малому сроку службы – до 1,5 лет. Основная сфера применения – автомобили с барабанными тормозами на всех колесах или только на задних. Жидкости DOT-3 практически не востребованы. Они применяются преимущественно на старых моделях автомобилей, реже – по прямому требованию производителя.
DOT-4
. В состав, помимо гликолей, входит борная кислота, благодаря чему жидкость имеет меньшую гигроскопичность по сравнению с предыдущей категорией. Средний срок службы DOT-4 составляет около двух лет. Этот класс имеет самую высокую вязкость по сравнению с другими категориями, благодаря чему хорошо работает в сильно изношенных системах торможения. DOT-4 предназначен для автомобилей с дисковыми тормозами и является самой востребованной продукцией данного вида.
DOT-5
. Тормозная жидкость этого класса имеет силиконово-гликолевую основу. К основным преимуществам DOT-5 относятся низкая гигроскопичность, малая вязкость, высокая температура кипения и химическая инертность. Благодаря последнему свойству она не вступает в реакцию с материалами узлов и механизмов. Срок службы составляет 4-5 лет. Недостатком является высокое насыщение воздухом во время работы (аэрация), поэтому класс DOT-5 запрещено использовать в автомобилях с антиблокировочной системой (ABS).
DOT-5.1
. Состав включает в себя гликолевую основу и борную кислоту. За счет специального пакета присадок тормозные жидкости DOT-5.1 имеют самую высокую температуру кипения и низкую вязкость по сравнению с другими классами. Основная сфера применения – спортивные автомобили с высокими тепловыми нагрузками, в которых функциональность гораздо важнее, чем срок службы.
Требования ГОСТ
Согласно межгосударственному стандарту, ДОТ-4 — высококипящая тормозная жидкость для перераспределения нагрузок в замкнутом механическом контуре. Цвет — от бледно-жёлтого до бурого. Не образует осадка и не содержит визуальных механических примесей.
Характеристика | Норма |
Минимальная T кипения, °С | 230 |
Минимальная T парообразования для гидратированной жидкости, °С | 155 |
Гидродинамическая устойчивость в условиях повышенных температур | 3 |
Водородный показатель | 7,5 — 11,5 |
Кинематическая вязкость при 277К (40°С), Ст | 18 |
Плотность при стандартных условиях | Не индексируется |
Введением органокремниевых полимеров (силикатов) и уменьшением доли борнокислотных эфиров легко получить тормозную жидкость класса ДОТ-5. Гидравлическая смазка класса ДОТ-4 в виду прекрасных эксплуатационных свойств пользуется популярностью на рынке, а её химический состав постоянно совершенствуется.
Классы тормозных жидкостей DOT
Классификация тормозных жидкостей по DOT — одна из самых важных, ведь именно по ней оцениваются основные параметры качества, а также совместимость жидкостей с тормозными системами автомобилей. Что же такое DOT и какой класс жидкостей выбрать?
Что такое DOT?
Классификации требований к тормозным жидкостям разработали специалисты Департамента транспорта США — главного эксперта по вопросам безопасности транспорта. Жидкости были разбиты на специальные классы, каждый со своим набором свойств. Их общее название DOT — сокращение от United States Department of Transportation.
DOT — американский стандарт, признанный во всем мире.
Американские требования как наиболее адекватные были приняты мировым сообществом и практически во всем мире тормозные жидкости классифицируют именно по DOT.
Классы DOT
Основных класса четыре — DOT 3, DOT 4, DOT 5 и DOT 5.1. Существует дополнительный класс — DOT 5.1/ABS — такие жидкости подходят автомобилям с антиблокировочной системой.
В России иногда можно встретить тормозные жидкости с маркировками DOT 4.5 и DOT 4+, информация о свойствах таких жидкостей есть в инструкции к ним, но эти маркировки не имеют отношения к американской системе.
Состав у жидкостей класса DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 очень похож, все они содержат в основе гликоли и полиэфиры. Поэтому жидкости этих классов, в принципе, взаимозаменяемы, но, конечно, у них есть и отличия. DOT 5 делают на основе силикона, а DOT 5.1/ABS — из силикона с добавлением гликолей. Поэтому эти два вида жидкостей не совместимы ни с какими другими.
Чем отличаются классы?
Тормозная жидкость DOT 3 — это самые простые соединения гликолей. Этот класс жидкостей недорогой, что обеспечивает ему популярность. Жидкости такого класса довольно быстро поглощают влагу и из-за этого температура кипения уже через короткое время оказывается низкой. Средний срок службы такой жидкости менее 2-х лет. При этом вязкость жидкостей класса DOT 3 не самая высокая среди всех, при температуре -40 она составляет 1500 мм2/с — это средний показатель. Жидкости этого класса, как правило, используют в автомобилях с барабанными тормозами, либо с дисковыми тормозами на передних колесах. DOT 3 несовместимы с тормозными прокладками из натуральной резины, к тому же, такая жидкость агрессивна к краске.
Теоретически, разные тормозные жидкости можно смешивать. Но доливать можно только жидкость классом выше в жидкость классом ниже. И ни в коем случае не наоборот.
Класс жидкостей DOT 4 обладает улучшенными характеристиками. У жидкости DOT 4 кроме гликолей в состав включена борная кислота. Именно она помогает нейтрализовать лишнюю воду в жидкости. Это значит, что изначально заданный производителями уровень температуры кипения долго останется неизменным, а жидкость прослужит дольше. Но вязкость жидкостей этого класса самая высокая среди всех классов и именно это делает DOT 4 неидеальной. Ее состав также агрессивен к краске.
Жидкости DOT 4 используются автомобилистами чаще всего. Они предназначены для автомобилей с дисковыми тормозами на всех колесах. Прослужит такая жидкость около 2-х лет.
У жидкостей класса DOT 5.1 температура кипения самая высокая среди классов, а вязкость самая низкая, что позволяет тормозной жидкости свободно циркулировать по системе и способствует лучшей работе тормозов. Именно поэтому класс жидкостей 5.1 используется в гоночных и спортивных автомобилях, а также мотоциклах. Но срок их службы не слишком высок — около 1 года, так как они довольно активно впитывают влагу. Как и другие гликолевые жидкости, они разъедают краску, но к резиновым деталям неагрессивны.
Класс DOT 5.1/ABS предназначен для автомобилей с антиблокировочной системой тормозов, а также для автомобилей, работающих в тяжелых условиях. Жидкости этого класса имеют смешанную структуру. Они содержат гликоли и силикон. У такой жидкости хорошие смазывающие свойства, высокая температура кипения, специально разработанный пакет антикоррозионных присадок. Но все же гликоли в составе делают этот класс жидкостей гигроскопичным, поэтому срок службы ограничивается двумя годами.
За счет свойств силикона, из которого они состоят, характеристики жидкостей класса DOT 5 приближены к идеальным. Стабильная низкая вязкость, высокая температура кипения, отталкивание лишней влаги, нейтральность по отношению к деталям системы из резины и металла, краске. К тому же — у DOT 5 самый долгий срок службы — 4-5 лет.
Главный недостаток такой жидкости в том, что отталкиваемая влага, не смешиваясь с жидкостью, может скапливаться в тормозной системе (как правило, в нижних отделах), при низких температурах замерзать и мешать ее работе. К тому же, данный класс жидкостей отличается высокой степенью насыщения воздухом (аэрации). Из-за этого их свойства DOT 5 запрещено использовать в машинах с системой ABS. Жидкости этого класса, как и DOT 5.1, в основном, применяют в автомобилях, развивающих высокие скорости.
Отличия ДОТ 4 от других тормозных жидкостей
Рассматривать различия будем среди актуальных на сегодняшний день классов тормозных жидкостей: DOT 3, DOT 5.1 и DOT 5. Первые две жидкости изготавливаются на основе полигликолей, а DOT 5 – на основе силиконов.
В основе жидкости DOT-3 лежат соединения двухатомных гликолевых спиртов, что объясняет ее высокую гигроскопичность, а также агрессивность к резиновым уплотнителям и лакокрасочному покрытию. Все это делает данный материал непригодным для тормозных систем современных автомобилей. Поэтому ее используют преимущественно в старых автомобилях из-за невысокой цены.
DOT 5.1 является более современным аналогом DOT-4. У этой жидкости самая высокая температура кипения, но она также быстро вбирает влагу, что снижает ее срок службы. Ввиду этого жидкости данного класса успешно применяются в гоночных автомобилях. В классе DOT-5.1 есть разновидность ТЖ, основа которой состоит из полигликолей и силикона. Она предназначена для автомобилей, которые оборудованы антиблокировочной системой.
У жидкостей DOT-5 характеристики максимально приближены к идеальным. За счет силикона они отличаются высокой температурой кипения, низкой вязкостью и хорошими смазывающими свойствами. Они также нейтральны к металлам и резинам, а поглощение влаги происходит очень медленно. Но, не смотря на такие высокие характеристики, жидкости DOT-5 непригодны для автомобилей с ABS. Это обусловлено тем, что силиконовая основа не поглощает воду и не смешивается с ней, из-за чего влага может замерзать при низких температурах, а также из-за высокой степени аэрации.
Таким образом, тормозная жидкость ДОТ 4 обладает наиболее оптимальными характеристиками, что делает ее достаточно популярной среди автовладельцев.
Можно ли смешивать жидкости из разных классов?
Жидкости на основе гликолей — DOT 3, DOT 4 DOT 5.1 — могут заменять друг друга и смешиваться. Но есть определенное правило: жидкость классом выше должна быть добавлена в жидкость классом ниже, это важно. Например, если в системе была жидкость DOT 3, то заливка DOT 4 или DOT 5.1 улучшит ее характеристики и, соответственно, работу тормозной системы. Если же в жидкость DOT 5.1 залить жидкость классом или двумя ниже, то свойства жидкости могут непредсказуемо измениться.
Возврат к списку
Описание тормозной жидкости Castrol Brake Fluid DOT 4
Castrol Dot 4 –жидкость для тормозной системы, характеризующуюся крайне высокой температурой кипения. Она имеет желтый прозрачный цвет и однородную консистенцию без сухого остатка.
Тормозная жидкость Кастрол Дот 4 разработана на основе полиалкиленгликолевых и многосоставных борсодержащих эфиров с последующим добавлением в них пакета присадок. Ингибиторы коррозии защищают тормозную систему от ржавчины и преждевременного износа, а антикавитационные добавки не дают образоваться паровым пробкам при высоких температурах и чрезмерных нагрузках.
Технические характеристики
Внешний вид | Чистый и прозрачный, жёлтого цвета |
Визуально |
Плотность относительная при 20°C, г/мл | 1.07 | IP 160 |
Равновесная температура кипения “сухой” жидкости (ERBP), °C |
250 (мин.) | ASTM D1120 |
Равновесная температура кипения “увлажнённой” жидкости (WET ERBP), °C |
155 (мин.) | SAE J1703 |
Вязкость кинематическая при 100°C, мм²/с | 2.3 | ASTM D445 |
Вязкость кинематическая при -40°C, мм²/с | 1200 (типичн.) | IP 71 |
pH | 7.3 | SAE J1703 |
Область применения
Тара 500 мл
Тормозная жидкость Castrol применяется в системах торможения коммерческих и легковых автомобилей, там, где приписано использование продуктов уровня Дот-4.
Допуски и спецификации
- JIS K2233;
- SAE J1703;
- SAE J1704;
- ISO 4925 Class 4;
- FMVSS DOT 4.
Способ и условия применения
Литровая упаковка
Тормозная жидкость Castrol Dot4 заливается в бачок для тормозной жидкости. У подавляющего большинства автомобилей он располагается под капотом и представляет собой пластиковую емкость с крышечкой.
В том случае, если требуется доливка тормозной жидкости по причине того, что она вытекла или испарилась или был произведен ремонт тормозной системы, то продукт наливается до уровня, помеченного на бачке.
Существуют ситуации, когда жидкость подлежит полной замене. Производители смазочных материалов рекомендуют менять данный продукт раз в два года, чтобы его качество всегда было на непревзойденно высоком уровне. В этом случае автомобилисту можно посмотреть расход специальной жидкости по сервисной книге или также ориентироваться на уровень, помеченный на бачке.
Важный индикатором уровня тормозной жидкости является значок стояночного тормоза. Если рычаг стояночного тормоза опущен, а лампочка горит, это значит, что в системе недостаточно тормозной жидкости или образовалась воздушная пробка.
Преимущества и недостатки
У Castrol dot4 есть один небольшой недостаток — ее цена намного выше, чем у российских аналогов. Также продукт не получится найти на каждой заправке или в небольшом автомагазине. Из-за невысокой популярности его продажей занимаются только крупные предприятия по торговле автотоварами или специализированные магазины Castrol.
Однако жидкость для тормозных систем Dot 4 Castrol имеет множество неоспоримых преимуществ, позволяющей ей оставаться на лидирующих позициях среди других зарубежных продуктов:
- высокая температура кипения;
- универсальность применения;
- возможность смешивания с другими продуктами для тормозных систем уровня DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1;
- отличная защита от образования коррозии;
- противодействие появлению паровых пробок;
- гарантия эффективного торможения;
- соответствие международным стандартам качества.
Как выбрать тормозную жидкость для автомобиля
Сейчас на рынке сложно найти минеральные тормозные жидкости. Они не отвечают требованиям современных автомобилей, и в связи с этим их производство было остановлено несколько лет назад. Синтетические составы на основе силиконов также встречаются нечасто. Подавляющее большинство автомобилей разработано под стандарт гликолевых и полигликолевых жидкостей.
При выборе тормозной жидкости нужно соблюдать всего два правила:
- заливать рекомендованную автопроизводителем жидкость или подходящий аналог;
- не смешивать несовместимые составы в одной системе.
Известно три принципиально различающихся по составу тормозных жидкости, которые нельзя смешивать.
- Тормозные жидкости, созданные на основе минеральных баз или со значительным содержанием минеральных компонентов в объеме (DOT-1 и DOT-2, а также отечественная БСК). Минеральные составы обладают низким температурным диапазоном использования и невысоким сроком службы. Могут загустеть уже после — 20 °C.
- Гликолевые или полигликолевые жидкости (DOT-3, DOT-4 и DOT-5.1). Основное преимущество — отличная смазывающая способность. Основной недостаток — гигроскопичность. Из-за быстрого накопления воды в объеме гликолевые тормозные жидкости приходится менять через каждые 2–3 года.
- Силиконовые составы (DOT-5 и DOT-5.1/ABS). Силиконы хуже смазывают подвижные детали системы, но обладают низкой гигроскопичностью. Поэтому менять их можно 1 раз в 4–6 лет.
Тормозная жидкость DOT-3 постепенно выводится из производства и эксплуатации. Причина — недостаточная стойкость к закипанию. В сухом состоянии стандарт гарантирует устойчивость к кипению не ниже чем при нагреве до 205 °C. При наличии 3,5% влаги порог закипания опускается до 140 °C, что становится опасным при частом и интенсивном торможении.
Жидкость DOT-4 распространена шире. Она полностью совместима с DOT-3, но при этом имеет более высокие эксплуатационные характеристики: сухая выдержит нагрев минимум до 230 °C, увлажненная — до 155 °C.
Жидкость DOT-5.1 также относится к семейству гликолевых. Она может смешиваться с другими гликолевыми составами. Не закипит прежде, чем разогреется до 260 °C в сухом состоянии и до 180 °C в увлажненном. Однако вязкость у DOT-5.1 значительно ниже, чем у DOT-3 и DOT-4. Поэтому при заливке менее вязкой жидкости в систему с частичным износом появляется вероятность появления утечек через манжеты, которые были способны удерживать густую
Тормозные жидкости DOT-5 и DOT-5.1/ABS подходят для использования только в системах, рассчитанных на силиконовые рабочие среды. Если залить силиконовый состав в систему, предназначенную для гликолевых сред, то это приведет к быстрому повреждению уплотнителей и появлению течей. Рабочие температурные пределы такие же, как и у DOT-5.1.
Ответ на вопрос, какую тормозную жидкость выбрать, находится в инструкции по эксплуатации авто и иногда дублируется на пробке расширительного бачка. При этом смешивать составы с одинаковыми базами при невозможности залить аналог, можно. Но при первой же возможности рекомендуется заменить всю жидкость в системе на однотипную, так как присадки у различных составов могут взаимодействовать между собой и выпадать в осадок.
Стандарты тормозных жидкостей
На практике, да и в большинстве случаев, принято пользоваться американским эталоном качества FMVSS №116 (Federal Motor Vehicle Safety Standard), который был разработан Министерством транспорта США (Department of Transporation, а коротко DOT). Так что, зачастую, в современных автомобилях, применяется либо DOT 4 на гликолевой основе, либо же DOT 5.1 (входят гликолевые и силиконовые соединения). А вот в автомобилях выпущенных более 20 лет назад, может использоваться жидкость БСК или DOT 3.
Важно понимать, что жидкость DOT 5 отличается химическим составом от других, поэтому никогда не следует смешивать её с DOT 3 или DOT 4, а также использовать в системах, предназначенных для жидкостей типа DOT 3 или DOT 4, чтобы не повредить тормоза. В стандарте ДОТ четко описываются такие характеристики, как:
В стандарте ДОТ четко описываются такие характеристики, как:
Тормозная жидкость DOT 4 (соответствующая стандартам: SAE J1703&J1704, FMVSS 116, JIS K2233, ISO 4925)
- степень вязкости;
- температура кипения;
- химическая инертность к материалам (например, резине);
- коррозионная стойкость;
- постоянство свойств в пределах рабочих температур;
- возможность смазывания элементов, работающих в контакте;
- уровень поглощения влаги из окружающей атмосферы.
В соответствии со стандартом FMVSS №116 варианты тормозной жидкости разделены на пять классов, каждый из которых предназначен для определенного типа работы и даже вида тормозных механизмов – дисковых или барабанных.
Но не стоит думать, что это единые существующие стандарты, ведь в Европе будет — SAE (Society of Automotive Engineers) J1703/1704, ISO(DIN) 4925 — International Organization for Standardization, в поднебесной же, японский — JIS (Japanese Industrial Standard) K2233. А вот России и других странах СНГ единого стандарта, регламентирующего показатели качества тормозных жидкостей, не существует, поэтому производители работают по своим техническим условиям.
Применение тормозных жидкостей класса DOT
Поскольку во многих случаях все ориентируются именно на американский стандарт ДОТ, то рассмотрим поподробнее все пять его классов:
- DOT 3 – предназначен для тихоходных автомобилей с барабанными и дисковыми передними тормозами. Температура закипания 220° С.
- DOT 4 – заливают в тормозную систему быстроходных автомобилей у которых установлены дисковые тормоза на обеих осях. Кипение происходит при температуре 240° и 160° С.
- DOT 4+, DOT 4 SUPER – модификации DOT 4, их температура кипения 260° С и 180° С.
- DOT 5 – силиконовая ТЖ, которая не может заливаться в авто с системой АБС, ведь не поглощает влагу, а позволяет ей собираться в одном месте. Из-за того что температура кипения составляет 280°С и 180° С (для «сухой» и «мокрой» жидкостей) при этом имея низкую вязкость, как правило применяется только в гоночных авто.
- DOT 5.1 – для быстрых авто, у которых тормоза часто бывают перегружены. Является более высокотехнологичнее и текучее нежели ДОТ 4, но все равно поглощает влагу. Зачастую рекомендуется для применения в системах с ABS и ESP. Рабочая температура 270°С и 180°С.
Что касается срока службы жидкостей различных классов, то здесь нужно отметить, что тормозные жидкости класса DOT 3 имеют срок службы примерно 1-2 года, в свою очередь DOT 4 — 2-3 года, а DOT 5.1 нужно менять раз в 3-4 года. DOT 5 можно эксплуатировать до 5 лет.
Периодичность замены
Сроки замены тормозной жидкости зависят от:
- модели автомобиля (зачастую производитель конкретно указывает периодичность или пробег в километрах, по истечении которых необходимо менять «тормозуху»);
- используемой жидкости (чем она более качественна и относится к современному классу, тем реже нуждается в замене);
- условий эксплуатации машины (герметичность тормозной системы, стиль вождения).
В среднем же, замена тормозной жидкости автомобиля выполняется:
Тестер тормозной жидкости
- через 2…3 года эксплуатации или через каждые 50 тысяч километров пробега (в зависимости от того, какое условие наступит раньше);
- если машина продолжительное время (например, более двух лет) стояла неподвижно;
- при ремонте тормозных механизмов (магистралей, трубок, патрубков, колодки и/или суппорта сюда не относятся в случае, если при ремонте не была специально или не специально разгерметизирована соответствующая система);
- в случае неудовлетворительного состояния жидкости (если она значительно загрязнилась или увлажнилась более чем на 3%).
Существуют электронные диагностические приборы, задача которых состоит в фиксации уровня влажности ТЖ. Однако стоят они недешево, и покупать их имеет смысл только в случае постоянного использования (например, на СТО).
Объем жидкости в тормозной системе
В основном тормозная система вмещает в себя от 0,55 до 1,0 литра жидкости, это зависит как от того, если в автомобиле система АБС, так и от размеров машины. Период замены тормозной жидкости в большинстве автомобилей составляет 2-3 года использования, или же 40-60 тысяч пробега. Чтобы определить более конкретный промежуток нужно смотреть на определенный стандарт жидкости и особенности вождения. К примеру в спорткарах ТЖ меняется каждые 5-10 тыс.
Но поскольку вопросом нужного объема тормозной жидкости в системе и её стандарту задаются лишь владельцы обычных авто, а не премиум или бизнес-класса, то приведем конкретные примеры для популярных в странах СНГ машин.
Какая и сколько тормозной жидкости в некоторых автомобилях
Марка автомобиля | Класс DOT | Необходимое количество ТЖ, л |
Форд Фокус 2 | DOT4 | 1 |
Форд фокус 3 | DOT4 | 1 |
Форд Куга | DOT4 | 1 |
Шевроле Нива | DOT4 | 1 |
Шевроле Круз | DOT4 | 1 |
Шевроле Лачетти | DOT 4 | 0,5 а с ABS и ESP 1,0 |
Киа Сид | DOT4 | 1 |
Киа Рио 3 | DOT4 | 1 |
Киа Рио 2 | DOT 4 | с ABS — 1-1,5 л без – 1 л |
Киа Соренто | DOT 5.1 | 1 |
Киа Спектра | DOT3, DOT4 | 1 |
Рено Логан | DOT 4 | с ABS – 1-1,5 л без – 0,7 л |
Рено Дастер | DOT4 | 1 |
Рено Флюенс | DOT4 | 0,5-1 |
Рено Сандеро | DOT4 | 1 |
Рено Меган 2 | DOT4 | 1 |
ВАЗ 2107, 2109 | DOT 3 | 0,55 |
ВАЗ 2114, ВАЗ 2115 | DOT 4 | 1 |
ВАЗ 2108, 2110, 2112 | DOT 4 | 1 |
Лада Калина | DOT 4 | 1 |
Лада Приора (ВАЗ 2170) | DOT 4 | 1 |
Лада Гранта | DOT 4 | 1 |
Лада Ларгус | DOT 4+ | 1 |
Daewoo Matiz | DOT 4 | 1 |
Митсубиси Паджеро 4 | DOT 4 | 1 |
Mitsubishi Lancer IX | DOT 3, DOT 4 | 1 |
Митсубиси Лансер 10 | DOT 4 | 1 |
Mazda Demio | DOT 3, DOT 4 | 1 |
Мазда 3 | DOT 5.1 | 1 |
Мазда сх 5 | DOT 4 | 1 |
Skoda Superb II | с ABS DOT 4 | 1 |
SKODA Octavia А5 | DOT 4 | 1 |
Тойота RAV4 | DOT 3, DOT 4 | 0,5 |
Тойота Королла | DOT 4 | 1 |
Тойота Прадо 150 | DOT 4, DOT 5.1 | 1,5-1,6 |
Фольксваген Поло седан | DOT 4 | 1 |
Дэу Нексия | DOT 4, DOT 5.1 | 1 |
Хендай Солярис | DOT 4 | 1 |
Хендай Акцент | DOT 5.1 | 1-1,5 |
Volvo XC70 | DOT 4+ | 1 |
Ниссан Тиида | DOT 4 | 1 |
Ниссан Кашкай | DOT 4 | 1 |
Ниссан Х Трейл | DOT 3, DOT 4 | 1 |
Сколько тормозной жидкости в системе ваз
Как можно увидеть в таблице объема ТЖ, в автомобилях ВАЗ заливают тормозуху стандарта ДОТ-4, а вот её количество в тормозной системе может быть от 550 мл в классике (ВАЗ 2107), до 1,0 литра в более современных отечественных авто, таких как ВАЗ 2110 или Калина. Но если производить замену ТЖ с промывкой, то стоит взять 1,5 л, а так как такой фасовки нет, то придется покупать две бутылки по литру.
При этом помните, что в открытом состоянии срок годности тормозной жидкости ограничен двумя годами.
- https://ProAutoMarki.ru/tormoznaa-zidkost/
- https://topdetal.ru/stati/markirovki_tormoznoy_zhidkosti/
- https://AvtoStandart-m24.ru/avtomobili-drugoe/plotnost-tormoznoj-zhidkosti-dot-4.html
- https://www.autoscaners.ru/articles/classes-of-brake-fluids-dot/
- https://mirsmazok.ru/tormoznye-zhidkosti/tormoznaya-zhidkost-dot-4-chto-eto-takoe-i-chem-otlichaetsya-ot-drugikh/
- https://autozhidkosti.ru/tormoznye-zhidkosti/castrol-brake-fluid-dot-4.html