Яндекс.Метрика

Системы «круиз-контроль» и «ограничитель скорости» – пользование. На какие авто можно устанавливать круиз контроль. Можно ли поставить круиз-контроль на механику и как он работает. Как работает система на «механике»

Системы «круиз-контроль» и «ограничитель скорости» - пользование. На какие авто можно устанавливать круиз контроль. Можно ли поставить круиз-контроль на механику и как он работает. Как работает система на «механике»

Немного истории

В автомобиле круиз-контроль (КК) впервые появился аж в 1958 году. Сделали его в США и установили на модель Imperial компании Chrysler. Тогда работа системы опиралась на считывание скорости кардана. Через соленоид осуществлялся контроль подачи горючего в камеру сгорания. Чуть позже на машины ставили иные системы, где контроль подачи топлива осуществлялся через скорость вращения колес авто, данные со спидометра или обороты мотора. Это есть говорить про пассивный КК.

А вот адаптивный появился только в 1999 году. Первопроходцами оказались немцы из компании Мерседес. Спустя еще 7 лет мы увидели первый КК с полной привязкой к впереди идущему транспорту. То есть система автоматически разгонялась и останавливалась, ориентируясь по скорости машины, которая ехала впереди.

Что это?

Теперь переходим в наше время, где нам намного комфортнее и приятнее. Можно ли сейчас купить машину, где будет стоять КК? Очень легко. Даже далеко не самые дорогие авто оснащаются этой системой.

Если говорить просто, то круиз контролем называют устройство, осуществляющее управление скоростью движения транспортного средства. Оно автоматически добавляет скорость или сбавляет ее, в зависимости от ситуации.

Системы «круиз-контроль» и «ограничитель скорости» - пользование. На какие авто можно устанавливать круиз контроль. Можно ли поставить круиз-контроль на механику и как он работает. Как работает система на «механике»

Очень полезная штука для тех, кто ездит далеко и часто. Включив КК, не нужно напрягать внимание. Только скажу одну важную вещь. Круиз действительно актуален, если вы едете по хорошей и длинной дороге. То есть где-то по трассе. В условиях города он бесполезный.

Насколько вам важно просто держать руль и не следить за педалями газа, тормоза и сцепления? Если вы ездите только по городу, тогда эти кнопки переключения окажутся лишними. Вам даже не придется разбираться, как пользоваться круиз контролем и где вообще находятся переключатели.

Но практика показывает, что большинство автовладельцев хотя бы периодически выезжают за город и едут по трассе. Вот здесь как раз пригодится подрулевой переключатель или кнопка на центральной консоли, чтобы активировать КК и наслаждаться более комфортной поездкой. Такие системы устанавливают на машины с механической и автоматической коробкой передач.

Активация происходит путем нажатия соответствующих кнопок. Мы еще поговорим о том, как включить, выключить и как пользоваться этой системой.

А пока расскажу про самое главное — разновидности круиза. На автомобили может устанавливаться одна из двух систем:

Между ними есть разница, потому рассмотрим каждый вид круиз-контроля отдельно.

Системы «круиз-контроль» и «ограничитель скорости» - пользование. На какие авто можно устанавливать круиз контроль. Можно ли поставить круиз-контроль на механику и как он работает. Как работает система на «механике»

Принцип функционирования круиз-контроля

Алгоритм работы КК следующий:

  • если водитель придерживается выбранной скорости движения, педаль акселератора длительное время находится в неизменном положении. Если в этот момент активировать круиз-контроль, положение дроссельной заслонки, соответствующее нажатию педали газа, будет взято за основу микропроцессорным модулем;
  • если машина едет в гору, при неизменном положении педали скорость начнёт падать. ЭБУ учитывает этот момент, приводя в действие исполнительные механизмы, изменяющие положение дроссельной заслонки, тем самым увеличивая скорость движения авто;
  • при движении во время спуска всё происходит с точностью до наоборот: компенсируя увеличение скорости, сервопривод соответствующим образом изменяет положение ДЗ, то есть происходит торможение двигателем без использования педали тормоза;
  • для отключения режима использования КК достаточно однократно нажать на педаль тормоза – это будет сигналом, что водитель взял управление автомобилем на себя.

Техническая реализация данного функционала зависит от типа трансмиссии, установленной на автомобиль.

Как работает круиз-контроль на механике

Особенность движения машины с МКПП заключается в том, что для каждой передачи имеется свой скоростной режим. И если торможение или ускорение не связано с переключением на повышенную/пониженную передачу, никаких действий предпринимать не нужно. Но если преодолеваемый склон имеет достаточно большой градиент и протяжённость, потребуется ручное переключение передач. В частности, при движении вверх по крутому склону увеличение подачи топлива не поможет преодолеть подъём, поскольку на высокой передаче крутящего момента в какой-то момент окажется недостаточно. Поэтому придётся вручную переходить на пониженную передачу. При спуске ситуация аналогична – уменьшение подачи горючего не способно затормозить автомобиль настолько, чтобы сохранить скорость его движения неизменной без переключения на пониженную передачу. Так что круиз-контроль на механике назвать полностью автоматизированной системой нельзя.

Нюансы работы КК на авто с АКПП

Совсем другое дело – автоматическая трансмиссия, которая при снижении/увеличении скорости самостоятельно изменяет передаточное число. Другими словами, принцип работы круиз-контроля на авто с АКПП не требует вмешательства водителя при преодолении крутых склонов – корректировка скорости выполняется автоматически с учётом необходимого крутящего момента.

Разновидности КК

Классификация систем круиз-контроля включает две большие группы устройств: пассивные и адаптивные. Первые исторически считаются классикой систем управления скоростью движения ТС. Они используются более полстолетия, пригодны для машин с обоими типами трансмиссий, достаточно надёжны и относительно дёшевы. Адаптивный круиз-контроль считается более передовым в техническом и эксплуатационном аспекте устройством, и в настоящее время такие системы востребованы гораздо сильнее. Рассмотрим особенности обеих групп.

Пассивный круиз-контроль

Характеризуясь простотой конструкции, пассивный КК имеет и минимальный функционал, отвечая исключительно за соблюдение заданной скорости. Это в принципе всё, что нужно знать, чтобы ответить на вопрос, что такое пассивный круиз-контроль. Технически всё это реализуется посредством датчиков скорости и блока управления, управляющего сервоприводами ДЗ. Принцип работы устройства также достаточно прост. Прежде всего нужно уяснить, что использование данного режима имеет смысл только при движении по загородной автотрассе с идеальным покрытием. Наличие большого количества ям, трещин, наплывов и других дефектов дорожного покрытия, а также езда по грунтовым дорогам и в городе являются явным противопоказанием к использованию круиз-контроля.

Если же условия позволяют, необходимо разогнаться до той скорости, которая, по мнению водителя, должна быть крейсерской. Включать КК необходимо именно в этот момент. После задействования режима КК за дело берутся датчики и микропроцессор. Датчики отслеживают скорость движения ТС, а также текущее положение ДЗ, передавая эти данные в режиме реального времени в ЭБУ. При езде по ровной дороге этого достаточно для поддержания требуемой скорости, но как только дорожная обстановка изменится (а для этого достаточно незаметного для глаза, но продолжительного подъема или спуска), изменится и скорость движения. В этом случае блок управления попытается скорректировать возникшее расхождение, управляя работой сервопривода дроссельной заслонки. Отметим, что на едущий впереди автомобиль пассивный КК не реагирует, как и на другие возможные препятствия, поэтому водитель должен оставаться предельно внимательным и при включённой системе.

Пассивный круиз-контроль

Адаптивный круиз-контроль

Функционал этого типа устройств значительно шире. АКК умеет не только соблюдать заданный водителем скоростной режим, но и в определённых рамках реагировать на изменения дорожной обстановки. Этому способствует установка дополнительных датчиков, камер, а также изменения в программном обеспечении, отвечающем за обработку полученной информации. Рассмотрим, как работает адаптивный круиз-контроль более детально.

В части прямолинейного движения обе системы работают идентично. Но если впереди появится автомобиль, движущийся в том же направлении, но с другой скоростью (которая может изменяться динамически), АКК в состоянии определить скоростные параметры потенциального препятствия, адаптируя движение собственного транспортного средства таким образом, чтобы соблюсти безопасную дистанцию. Если едущее впереди транспортное средство увеличит скорость или затормозит, датчики это зафиксируют, а ЭБУ передаст соответствующие команды на сервопривод для снижения или увеличения собственной скорости движения. Адаптивные системы КК последнего поколения в стоянии даже принимать ов внимание дорожную разметку, демонстрируя дальнейшую эволюцию таких устройств, направленную на уменьшение доли участия водителя в управлении автомобилем.

Стоимость АСС (английская аббревиатура адаптивного круиз-контроля, часто встречающаяся в описании комплектаций авто) существенно выше пассивный           устройств, но постепенно они становятся стандартом де-факто. Рост цены обусловлен использованием дополнительных датчиков, камер и радаров, а также более совершенного программного обеспечения, учитывающего не два параметра, а порядка десяти. Предупреждение водителя о возникновении аварийной ситуации (уменьшении дистанции между авто и препятствием до небезопасного) может осуществляться подачей как визуальных, так и акустических сигналов.

Отметим, что адаптивный КК в большинстве случаев работает в связке с другими системами (курсовой устойчивости и антиблокировочной). Это означает, что неисправность ESP или ABS обусловит невозможность использования и АСС. Хотя адаптивный круиз-контроль более совершенен, самостоятельная его установка – процедура весьма трудоёмкая и дорогостоящая. Поэтому для автомобилей, в базовой комплектации не оснащённых системой КК, имеет смысл осуществлять монтаж более простых, дешёвых и надёжных пассивных устройств, функционала которых достаточно для поддержки равномерного движения по автостраде.

Инструкция по применению

Как известно, круиз-контроль — это прерогатива автомобиля, который работает с автоматической коробкой передач. Действительно, на машине с «автоматом» управляться с круиз-контролем будет значительно проще — достаточно нажать педаль газа, ускорить свой автомобиль до необходимой скорости и зафиксировать скоростной режим при помощи кнопки на подрулевом рычаге или приборной панели.

Однако, как бы удивительно это ни звучало, на рынке представлен целый ряд моделей с МКПП, где также работает круиз-контроль. На механике такая система имеет несколько особенностей, выражающихся в нюансах его использования во время поездок.

Как же пользоваться круиз-контролем? Как он работает, и что необходимо знать о подобных системах? Давайте разбираться.

Обычно панель управления системой поддержания постоянной скорости располагается на подрулевом рычаге, который, по совместительству, управляет освещением или щетками стеклоочистителя. Основные органы управления — два переключателя с двусторонним принципом работы. Их можно отклонять влево или вправо, в зависимости от того, что необходимо активировать.

Первый переключатель — это рычаг включения круиз-контроля. Его следует перевести из одного крайнего положения в другое, система активируется и будет готова работать в заданном режиме. Тут же на бортовом компьютере автомобиля загорается соответствующий индикатор, а на приборной панели — иконка, изображающая спидометр с ограниченной шкалой. Нередко есть возможность этой же клавишей сбрасывать показания установившейся скорости и деактивировать систему.

Еще один переключатель — это подстройка режима работы и клавиша фиксации текущей скорости. Так, на автомобилях с МКПП необходимо выбрать нужную передачу, разогнать машину и нажать кнопку фиксации. Текущая скорость отобразится на приборной панели, и машина будет поддерживать ее автоматически уже без помощи водителя.

Если по каким-то причинам необходимо скорректировать скорость, а круиз-контроль уже активирован, то нет необходимости сбрасывать текущие показания и разгонять или тормозить машину самостоятельно. Достаточно перемещать вверх или вниз переключатель, отвечающий за фиксацию текущей скорости. При этом на приборной панели значение фиксированной скорости будет изменяться в большую или меньшую сторону, а машина мгновенно ускоряться до заданного значения.

Особенностью работы круиз-контроля на автомобилях с МКПП является невозможность системы самостоятельно переключать передачи. Иными словами, при подстройке скорости придется выбирать передачу самостоятельно, а при разгонах осуществлять управление трансмиссией вручную: в остальном, различий от систем на АКПП нет.

Дополнительные возможности и безопасность

В большинстве автомобилей система круиз контроля обладает дополнительными возможностями, которые, с одной стороны, удобны, с другой, повышают безопасность вождения.

К примеру, работа круиз контроля автоматически отключается, если водитель хоть раз нажал на педаль тормоза. После этого придется снова включать систему вручную, нажав Resume, при этом восстановиться прежняя скорость.

На некоторых автомобилях круиз-контроль отключается, когда водитель идет на обгон или временно увеличил скорость нажав на педаль газа, и автоматически включается, когда педаль газа была отпущена.

Работа круиз контроля

При уменьшении скорости автомобиля до 40 км/ч и меньше, как правило, система отключается.

Также, если у водителя возникло желание увеличить или уменьшить крейсерскую скорость автомобиля, то нужно воздействовать на определенные кнопки.

После однократного нажатия на одну из кнопок скорость увеличится на 2 км/ч, двукратного 4 км/ч, трёхкратного 6 км/ч, т.е шаг увеличения скорости 2 км/ч.

Тоже самое происходит и с уменьшением скорости, только в обратную сторону и нажимать нужно уже на другую кнопку.

Меры предосторожности

Каким бы совершенным ни было электронное устройство вашего автомобиля, помните, круиз-контроль запрещено использовать при:

  • при обледенении дорожного полотна;
  • при движении по мокрой дороге;
  • при недостаточной видимости (ночью, во время дождя, снегопада, тумана).

В описанных случаях производители автомобилей рекомендуют водителям взять управление транспортным средством на себя.

Круиз-контроль действительно упростил жизнь дальнобойщиков и автопутешественников во время утомительных поездок по ровной и прямой дороге. И все же «беспилотным» такое управление назвать нельзя, будьте внимательны!

Минусы

  1. Цена системы. Современные и продвинутые системы устанавливают на более дорогие машины. А более простые, пассивные КК, уже можно встретить и на недорогих автомобилях.
  2. Расход топлива. Некоторые автовладельцы утверждают, что расход топлива остаётся на прежнем уровне, а иногда даже становится выше.
  3. Низкая безопасность. Причина этого — водители, постоянно применяющие эту систему, могут потерять концентрацию внимания, что может привести к плохим последствиям.
  4. Сложная трасса. Не получится применять автоспид там, где много разных и сложных поворотов, при высоком потоке машин, а также для движения в городе.
  5. Погодные условия. Не рекомендовано применять КК на мокром асфальте или во время дождливой погоды. В этом случае водитель должен чувствовать автомобиль, что особенно важно при притормаживании.

Система САПС отлично подходит тем, кто часто ездит из одного населённого пункта другой на расстояние не менее 200 км.

Типы систем круиз-контроля.

Существует четыре типа круиз-контроля, а именно, начиная от самой простой системы, которая может поддерживать только установленную скорость движения и заканчивая более сложной системой, которая умеет автоматически менять полосу движения машины. Давайте рассмотрим преимущества и недостатки этих типов систем круиз-контроля. 

Ограничитель скорости.

Что это такое? Эта система в автомобиле выполняет роль обычного ограничителя максимальной скорости. Например, в некоторых странах на многих коммерческих автомобилях установлено ограничение скорости в 110 км/час. Машина, при достижении ограниченной максимальной скорости просто перестает разгоняться. Как правило такая система не предупреждает водителя о достижении ограниченной скорости. Подобное ограничение может устанавливать как сам водитель, так и владелец этого автотранспортного средства, который к примеру ведет бизнес в сфере коммерческих перевозок и не желает, чтобы его водители превышали установленную определенную скорость движения на дороге.  

В каких марках авто встречается: на Citroen, Ford, Nissan, Peugeot, Renault. Также данная система ограничения скорости может быть установлена и на любой подержанный коммерческий автотранспорт.

Преимущества: Помогает вам (водителю) придерживаться ограничения скорости, позволяет экономить топливо и не нарушать ПДД.
Недостатки: Водитель должен продолжать использовать дроссель для поддержания скорости (держать ногу на педали газа). 

Круиз-контроль.

Что это такое?  Стандартный круиз-контроль является довольно распространенной системой во многих современных новых автомобилях, включая в себя ту же самую систему (обычно при активировании круиз-контроля на приборной панели появляется шкала выбора необходимой скорости и соответствующий значок системы), где водитель, сначала выбирает скорость движения машины а потом фиксирует ее, ну а далее машина начинает поддерживать заданную ей скорость без участия водителя. То есть, можно смело убирать ногу с педали газа и машина будет продолжать двигаться на заданной скорости. Но обычный круиз-контроль не может поддерживать безопасную дистанцию до других автотранспортных средств, поэтому, водитель самостоятельно должен нажимать педаль тормоза, чтобы избежать столкновения. 

В каких марках авто встречается: Большинство новых автомобилей в наши дни оснащаются функцией круиз-контроля. 

Преимущества: Помогает снять напряжение и усталость водителя при длительных поездках. Экономия топлива. 

Недостатки: Водитель должен контролировать дистанцию на дороге и в случае необходимости снижать скорость автомобиля. Также, этот обычный круиз-контроль можно использовать в основном только на скоростных шоссе или автобанах с плотным потоком машин.

Адаптивный круиз-контроль.

Что это такое? Эта система, работающая с помощью радаров или лазера, она может не только поддерживать заданную водителем скорость движения, но и автоматически контролировать дистанцию до впереди идущих автомобилей и при необходимости снижать скорость, чтобы избежать сближения с другими автотранспортными средствами. 

Водитель при включенном адаптивном круиз-контроле может в любой момент сам самостоятельно использовать педаль тормоза. 

В каких марках встречается:  BMW, Fiat, Ford, JLR, Lexus, Mercedes, на моделях VW Group, а также на ряде других автопроизводителей машин. 

Преимущества: Система регулирует скорость движения машины в зависимости от трафика на дороге и самостоятельно принимает решение о безопасной дистанции, автоматически нажимая и не только при необходимости на педаль тормоза, что способствует существенной экономии топлива.

Недостатки: К нашему сожалению датчики адаптивного круиз-контроля пока не совершенны и могут быть просто “ослеплены” (не видеть препятствия на дороге) в плохую погоду. Также, сама электроника может срабатывать не достаточно эффективно. Например, автомобиль может с запозданием реагировать на внезапное замедление движения на дороге. Поэтому, при включенном адаптивном круиз-контроле дистанция до впереди идущего автомобиля должна быть достаточно большой (приличной), а скорость машины должна соответствовать общему потоку машин, иначе ваш автомобиль может не успеть вовремя затормозить в случае резкого торможения этого потока машин идущего впереди вас. В результате всего этого, водители, включающие адаптивный круиз-контроль частенько стакиваются с такой проблемой, когда их автомобиль разгоняется или снижает скорость не плавно, а какими-то неопределенными рывками, что создает им дискомфорт. 

Полуавтономный круиз-контроль.

Что это такое? Новейшие электронные системы ставят этот современный адаптивный круиз-контроль на новый уровень (на один шаг вперед), превращая таким образом круиз-контроль в автономную технологию, которая способна управлять машиной без участия водителя. Это уже второй уровень развития адаптивного круиз-контроля, в результате чего определенные современные автомобили получают для себя по своей сути уже полуавтоматический автопилот. 

В отличии от первого поколения адаптивного круиз-контроля второе поколение этой системы способно, контролировать не только заданную скорость движения, но и обеспечивать в автоматическом режиме определенную дистанцию до других автотранспортных средств, а также самостоятельно вмешиваться в рулевое управление автомобиля. Но тем не менее, говорить о том, что в современных автомобилях появился настоящий автопилот который мы впервые увидели в фантастических фильмах, пока еще рано. Поэтому эта система и называется “полуавтоматическим автопилотом”.

Дело здесь вот в чем, не смотря на возможность управления автомобилем без участия водителя большинство этих систем, конкретно не видит вокруг себя полностью все автомобили и не может в полном объеме контролировать местность по которой движется машина. Так что друзья запомните, если ваш автомобиль оснащен полуавтоматическим автопилотом, вы все равно постоянно должны контролировать ситуацию на дороге и в случае опасности тут-же вмешиваться в рулевое управление. Полуавтоматические системы автономного вождения встречающиеся в некоторых современных автомобилях, могут различаться как по сложности, так и по алгоритму своей работы. Например, полуавтопилот может помогать водителю менять полосы движения, контролировать движение в заданной полосе, регулировать скорость машина в соответствии с данными GPS/Глонасс и даже распознавать дорожные знаки. Можно сказать это достойные показатели для такой системы. 

В каких марках встречается:  Audi A3 / A8 / Q7, BMW 7 -й серии, Mercedes S-Class, Volvo XC90.

Преимущества: Может облегчить водителю управление автомобилем и реально помогает отдохнуть за рулем. Особенно во время долгого нахождения за рулем в автопробке. Также существенно снижает и расход топлива автомобиля.

Недостатки: Датчики системы должны всегда быть очищены от снега, грязи, пыли или песка, что в обычных дорожных условиях не всегда выполнимо. Таким образом надо помнить, что для эффективной работы полуавтоматических систем адаптивного круиз-контроля необходимо постоянно очищать все сенсоры и датчики от различной грязи. Также, подобные системы снижают концентрацию нахождения водителя за рулем, что не способствует увеличению безопасности на дороге. Ведь это все-таки не полный автопилот и водитель должен суметь быстро, в случае возникновения опасности или в экстренной ситуации на дороге, принять управление машиной на себя.

Как проверить неактивную систему

Если автодрайв не заработал или при работе возникают неполадки, то можно проверить его на ошибки. Такая самодиагностика уже установлена на КК, который имеется в автомобилях марки Mazda, Nissan, Honda CR-V и другие.

Как это сделать:

  1. Включите зажигание транспортного средства.
  2. Нажмите клавишу «ON». Должен загореться соответствующий индикатор. Если он не засветился, возможно, стоит заменить лампочку.
  3. Зажмите клавишу «Resume», через 3 секунды отпустите её.
  4. Далее лампочка загорится на три секунды и погаснет на пару секунд. Это значит, что ошибок нет. Если же они присутствуют, то лампочка начнёт показывать коды ошибок.
  5. Если неполадок не найдено, следует отключить режим самостоятельной диагностики системы. Наберите скорость на своей машине до 16 км/ч. Или просто нажмите на клавишу выключения. Индикатор должна перестать мигать.

При диагностике кодов ошибок руководствуйтесь следующими правилами:

  • Между разными кодами ошибок идёт долгая пауза.
  • Если код содержит две цифры, то они будут разделены небольшой паузой.

Например: код 12 обозначается однократным длительным свечением индикатора, после которой идёт сначала небольшая пауза, а затем пара коротких мигания; код 15 – длинное свечение индикатора, потом небольшая пауза, далее — 5 коротких вспышек. Код 2 – две короткие вспышки.

Также можно подключить к системе ноутбук с нужной программой. Она быстро покажет выявленные коды ошибок.

как работает круиз контроль в автомобиле

Что делать при том или ином коде ошибок?

  • 01 – внимательно осмотрите провод, соединяющий ЭБУ, корректность работы выключателей стоп-сигнала, функционирование датчика тормоза.
  • 05 – проверьте целостность проводов, которые идут к предохранителю, а также саму эту деталь.
  • 07 – проверьте работоспособность выключателя датчика тормоза и стоп-сигнала автодрайва.
  • 11 или 12 – проверьте состояние переключателя панели с кнопками системы.
  • 15 – неполадки в центральном блоке.

Если возникают проблемы с механическими компонентами круиз-контроля, то проверьте:

  • предохранитель (имеет надпись FUSE BOX);
  • герметичность трубки, которая идёт от вакуумника на педаль тормоза. Для этого надо её отсоединить и откачать воздух. Если при неполадках диафрагма не будет держать, то вакуума нет;
  • работу вакуумного насоса, выключателя на педали тормоза;
  • идёт ли вакуум на вакуумник при работающем моторе;
  • проверьте целостность всех кабелей;
  • прочистите все контакты на клавишах и рычажках.

На практике, частые поломки автоспида – механический износ изоляции кабелей, разгерметизация трубки.

Можно не гадать, а обратиться в сервис, занимающийся электроникой автомобиля. Там проверят систему и проделают работу по устранению неисправностей.

Самостоятельная установка круиз-контроля

Монтаж осуществляется на руле. Для этого устанавливаются трехпозиционная кнопка либо рычаг, обеспечивающие управление. Они дают возможность настраивать систему, при этом нужен свободный доступ для работы с ними. Также монтируются элемент включения/выключения.

как поставить круиз контроль на механику
Набор для установки круиз контроля

Все провода скрываются под обшивкой и проводятся к электронному блоку управления. Подача сигналов осуществляется для работы с дроссельной заслонкой. Это можно осуществить только на машинах, оснащенных электронным управлением заслонки. Процедура по монтажу занимает 1-1,5 часа.

Можно ли поставить круиз-контроль на механику, если это не предусмотрено разработчиком?

Прежде чем начать установку, владельцу машины лучше убедиться в том, что все узлы и системы транспорта работают стабильно, а колеса авто обуты в качественную новую резину. Это необходимо для того, чтобы имеющаяся неисправность не помешала безопасному передвижению на автоуправлении.

Можно ли установить круиз контроль на механике: особенности

Владельцы авто на МКПП вероятно встречали cruise control только на автоматической коробке. Подобная опция внедряется производителями только в модели с АКПП, где возможность ее инсталляции предусмотрена конструкционно. И, даже если машина с заводом не оборудована cruise control, установить его можно в любой момент, не прилагая особых усилий. Если же речь идет о механической коробке, где такая возможность не предусмотрена, монтировать опцию можно вручную, не прибегая к помощи специалистов сервиса. На авто с механикой в качестве круиз-контроля инсталлируется универсальное устройство.
Установка круиз контроля на механику предполагает монтаж специального кронштейна троса, подключаемого к педали акселератора. Посредством этих деталей осуществлялся контроль над перемещением транспорта. Работа круиз контроля на механике также предполагает наличие кнопки, которая является главным управляющим компонентом.

Как пользоваться круиз-контролем

Прежде чем мы перейдем к вопросу об использовании этой системы, необходимо определиться с том, где находится круиз-контроль. Как правило, на большинстве авто, оборудованных функцией контроля движения, кнопки управления находятся на мультируле. В более редких случаях управление ею ведется с помощью подрулевых переключателей. Примеры расположения вы можете посмотреть на приведенных здесь фотографиях.

Варианты расположения органов управления круиз-контролем

Многих владельцев подержанных (и не только) автомобилей волнует вопрос — как включить круиз-контроль? В этом нет ничего сложного, однако необходимо понимать, что на различных моделях машин некоторые нюансы могут отличаться. В целом же, алгоритм действий будет следующим:

Значок КК на приборной панели

  • необходимо разогнаться на машине до той скорости, на которой вы планируете продолжить движение (учтите, что для большинства Cruise Control System минимальная скорость работы составляет 40 км/ч);
  • активировать “круиз” путем нажатия на кнопку с изображением тахометра и стрелки или с надписью ON (в результате на приборной доске засветится аналогичное изображение, светящееся белым цветом);
  • ввести в действие систему путем нажатия кнопки или рычажка с надписью “SET/—” (на некоторых автомобилях название может незначительно отличаться, например, просто “SET”);
  • после этого машина перейдет в режим Cruise Control, а упомянутый значок на приборной панели засветится зеленым цветом;
  • если вы захотите увеличить или уменьшить скорость, воспользуйтесь, соответственно кнопками с изображениями “+” и “—”, при этом скорость будет изменяться пошагово на некоторое количество км/ч (обычно на 1. 2 км/ч, зависит от авто).

В некоторых машинах заложены более гибкие возможности. Достоверную информацию о том, как включить круиз-контроль и пользоваться им в дороге, вы сможете найти в мануале вашего авто.

Адаптивный круиз-контроль

Помимо пассивной системы круиз-контроля, в 1999 году создали первую адаптивную систему. Она была установлена на Mersedes-Bens. В 2006 году появился первый представитель нового поколения круиз-контроля Full Adaptive Cruise Control, который способен синхронизировать ваш автомобиль с идущим впереди.

Функционал адаптивной системы круиз-контроля намного шире, чем просто поддержание постоянной скорости автомобиля. Она позволяет подстроиться под идущий впереди автомобиль – соблюдать постоянную дистанцию и идти с его скоростью. Расширение набора функций системы продиктовано развитием городского трафика и потребностью постоянно маневрировать на дороге.

Адаптивная (или активная) система круиз-контроля сейчас динамично развивается, к ней добавляют новые функции и умения. Кто знает, возможно автомобили скоро научатся полностью контролировать движение на трассе, полностью освобождая водителя во время езды.

Как проверить круиз-контроль

Что же делать, если не включается круиз-контроль? Или он включается, но машина не поддерживает заданную скорость в нормальном режиме? Для проверки существуют методы проверки, о которых далее.

Первым делом необходимо провести компьютерную диагностику системы. Для этого нужен ноутбук с диагностическим кабелем и соответствующим программным обеспечением. В большинстве случаев это самый простой и эффективный способ проверки. Компьютер покажет вам коды ошибок при их наличии. Их расшифровку вы найдете в дополнительной литературе.

Что касается механической диагностики круиз-контроля, то рекомендуется проверить:

Тросы управления КК

  • целостность предохранителя, отвечающего за работу системы (находится или в стандартном блоке предохранителей или под капотом в коробочке с надписью FUSE BOX);
  • приходит ли вакуум при заведенном двигателе на вакуумник (если система имеет его, как правило, для этого используется тонкая трубка);
  • герметичность трубки, идущей от вакуумника на педаль тормоза (нужна для отключения круиз-контроля при нажатии на педаль тормоза, сбрасывает вакуум), это можно сделать путем ее отсоединения и выкачивания воздуха, если диафрагма не держит, значит вакуум уходит;
  • целостность проводов, идущих к кнопкам или рычагу управления КК (прозвонить их и осмотреть визуально);
  • контакты на органах управления (кнопках или рычагах, выполните их профилактический осмотр — чистку и смазывание);
  • исправность концевого выключателя на педали тормоза;
  • исправность вакуумного насоса.

В некоторых машинах возможна самодиагностика системы. Например, такую возможность дает круиз-контроль автомобилей Nissan Primera, Mazda Tribute, SsangYong Korando, Honda CR-V и прочие. В качестве примера приведем алгоритм действий для проверки на кроссовере “Хонды”:

  • включить зажигание автомобиля;
  • активировать Cruise Control нажатием кнопки ON;
  • если индикаторная лампочка на приборной доске засветилась — продолжаем дальнейшие действия, в противном случае лампочку необходимо заменить;
  • нажать на кнопку Resume Accel на время 3 секунды;
  • если поломок нет, то упомянутая выше лампочка индикатора должна включиться на 3 секунды, после чего погаснуть на 2 секунды;
  • в случае, если в системе есть ошибки, то индикатор будет выдавать световые коды ошибок, о которых мы поговорим далее;
  • чтобы сбросить режим самодиагностики, необходимо разогнаться на машине до скорости в 16 км/ч, либо просто отключить Cruise Control System путем нажатия на кнопку OFF.

Перед тем как перейти к описанию кодов, необходимо разобраться, как их считывать. Информацию дает мигающий индикатор включенной системы круиз-контроля. Между кодами существует длительная пауза, когда он не мигает. Если индикатор сообщает двузначный код, то между его цифрами существует короткая пауза, а количество коротких миганий соответствует передаваемой цифре.

Например, код 15 будет отображаться следующим образом: длинная вспышка, короткая пауза, пять коротких вспышек. Далее перейдем к описанию характерных ошибок, о которых вам может сообщить самодиагностика круиз-контроля автомобиля Honda CR-V:

  • Ошибка 01. Проблемы с проводкой, ведущей к актуатору, выключателю стоп-сигналов или датчика нажатия тормоза круиз-контроля. В первую очередь проверьте актуатор.
  • Ошибка 05. Проблемы с предохранителем круиз-контроля Stop или проводкой между предохранителем и системой КК.
  • Ошибка 07. Неисправен датчик нажатия тормоза или выключателя стоп-сигнала.
  • Ошибка 11. Проблемы с переключателем Cruise Control.
  • Ошибка 12. Аналогично
  • Ошибка 15. Проблемы с центральным блоком КК.
  • Ошибка 21. Нажмите кнопку Set Coast. Если Код 21 высвечивается, нажмите кнопку Resume Accel.
  • Ошибка 22. Нажмите кнопку Set Coast. Если Код 22 высвечивается, проверьте переключатели КК.
  • Ошибка 31. Нажмите педаль тормоза. Если код 31 высвечивается, проверьте датчик нажатия тормоза КК и выключатель стоп-сигналов.
  • Ошибка 35 (для машины с АКПП). Включите зажигание. Переключите селектор в положение P или N. Если код 35 высвечивается, проверьте переключатель в селекторе передач.
  • Ошибка 35 (для машины с МКПП). Включите зажигание. Нажмите педаль сцепления. Переключите трансмиссию в нейтральное положение. Если код 35 высвечивается, проверьте датчик нажатия педали сцепления или датчик нейтральной передачи.
  • Ошибка 37. Двигайтесь на автомобиле со скоростью 40 км/час или более. Если код 37 высвечивается, проверьте датчик скорости и его цепи.

В любом случае самую подробную информацию о диагностике и настройке круиза вашего авто вы найдете в мануале. Cruise Control System на разных машинах отличаются, поэтому невозможно дать универсальных рекомендаций по эксплуатации и проверке.

Источники

  • https://FokSevmash.ru/sistema-bezopasnosti/mozhno-li-postavit-kruiz-kontrol-na-mehaniku.html
  • https://DriverTip.ru/osnovy/chto-takoe-kruiz-kontrol-kak-polzovatsya.html
  • https://AutoTopik.ru/obuchenie/636-kruiz-kontrol.html
  • https://favorit-motors.ru/articles/ekspluataciya-avto/chto-takoe-kruiz-kontrol/
  • https://motorist.guru/ustrojstvo/chto-takoe-kruiz-kontrol-v-avtomobile.html
  • https://1gai.ru/publ/517990-kruiz-kontrol-i-adaptivnyy-kruiz-kontrol-polnoe-rukovodstvo.html
  • https://ilifia-club.ru/korobka-peredach/kruiz-kontrol-na-mkpp-kak-rabotaet.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автомобиль для чайников