ПДД РФ. Правило правой руки (помеха справа)

Правила Дорожного Движения не во всём просты для понимания и в них хватает моментов, с которыми бывает сложно разобраться. Рассмотрим так называемое правило правой руки. К сожалению, очень многие водители применяют это правило везде, где не попадя. Считают себя для кого-то помехой справа и смело проезжают перед тем, кому обязаны уступить, а в случае ДТП очень удивляются тому, что были не правы, ведь многие годы так ездили. Так что же это за правило такое? В Правилах Дорожного Движения об этом упоминается всего три раза и очень важно понимать, где именно об этом говорится. Первые два пункта, относящиеся к этому вопросу, находятся в восьмом разделе Правил – «Начало движения, маневрирование»:

Пункт 8.4. «… При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа».

Следующая часть условного правила правой руки — это пункт 8.9. из того же раздела Правил:

«В случаях, когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, дорогу должен уступить водитель, к которому транспортное средство приближается справа».

Забегая вперёд, хочу обратить Ваше внимание на то, что данный пункт находится в разделе «Начало движения, маневрирование» и к разделу «Проезд перекрёстков» отношения не имеет. Этим пунктом мы пользуемся в самых разнообразных случаях движения по парковкам, территориям заправочных станций или даже просто, катаясь в чистом поле. Не редки ситуации, когда транспортные средства в процессе своего движения попадают из двух полос в одну. Даже если это происходит на перекрёстке, то надо понимать, что здесь к какому разделу Правил относится. Так, например, пересечение траекторий транспортных средств, движущихся с одного направления, из 2-х полос или рядов в один относится к разделу «Начало движения, маневрирование». Если же транспортные средства попадают на одну дорогу, двигаясь с разных направлений, это «Проезд перекрёстков» и очерёдность проезда будет определяться уже пунктами соответствующего раздела Правил. Бывает, две полосы сходятся в одну так, что не понятно какая из них заканчивается и кто куда перестраивается. В этих ситуациях мы так же будем руководствоваться пунктом 8.9 Правил.

Третья и последняя условная часть пресловутого правила правой руки — пункт 13.11. «На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа».

Исключением является въезд на перекрёсток, обозначенный знаком 4.3. Ещё раз отмечаем для себя, что эти три пункта находятся в разных разделах Правил. Данный пункт 13.11 уже из раздела «Проезд перекрёстков» . Это единственный пункт в разделе, упоминающий о приближении других транспортных средств справа. Пункт 13.11 находится в подразделе «Нерегулируемые перекрёстки». Таким образом, на регулируемых перекрёстках любимое многими правило правой руки не применимо. Сигналы светофоров в полной мере определяют очерёдность движения, но, спорные моменты всё же присутствуют. Первый – пересечение траекторий при одинаковых сигналах светофора. В экзаменационных билетах есть соответствующий вопрос. Здесь не просто так отсутствует светофор для разворачивающегося автомобиля. Его сигнал нас интересовать не должен. Мы обязаны выполнять требования Правил, относящиеся непосредственно к нам. Второй спорный момент – это ситуация на перекрёстке, где очерёдность движения определяется сигналами регулировщика. Такой перекрёсток так же считается регулируемым и пункт 13.11 здесь вроде как уже не применим. Однако сигналы регулировщика в отличие от сигналов светофора не определяют очерёдность движения. Они лишь разрешают движение с одних направлений и запрещают с других. По сути, очерёдность проезда транспортных средств в этой ситуации на перекрёстке Правилами не оговаривается, и составители экзаменационных вопросов решили изменить логику, применив пункт из другого раздела Правил, первые слова которого наиболее подходят. Ну, раз уж нас учат так, как учат, то при развороте на равнозначных дорогах и в случае с регулировщиком мы всё же должны уступить дорогу поворачивающему автомобилю, но не при светофорном регулировании.

 

Автомобиль для чайников