Создание на рабочем месте водителя автомобиля условий для высокопроизводительной и безопасной работы определяется не только обеспечением удобства его посадки и хорошей обзорности, легкости и точности управления автомобилем. Очень многое зависит от степени соответствия микроклимата в салоне нормативам комфортных условий для человека, или, что еще лучше, нормативам высшего комфорта, когда основные показатели среды можно подстраивать под индивидуальные желания.
Обеспечение в салоне автомобиля (кабине грузовика) уровня шума ниже допускаемого нормативными документами является одной из актуальных и очень сложных задач, тем более, что допускаемые уровни шума постоянно снижаются.
Одним из основных направлений в решении этой задачи является снижение шума его главных источников — двигателя, шин колес (особенно у движущихся с большими скоростями легковых автомобилей), карданных передач и других узлов трансмиссии. Снижение шумности двигателей идет по пути обеспечения их лучшей уравновешенности, в том числе от сил инерции второго порядка. Производители стремятся повысить жесткость блока и картера, клапанной крышки, широко применяются гидротолкатели и зубчатые ремни в газораспределительных механизмах. Совершенствуются системы выпуска отработавших газов. Передача вибраций и шума в трансмиссию уменьшается за счет двухдисковых маховиков, с помощью установки гидротрансформаторов. В легковых автомобилях все более популярной является переднеприводная компоновочная схема, позволяющая избавиться от карданной передачи.
Второе направление решения проблемы — качественная подвеска силовых агрегатов и узлов трансмиссии, уменьшающая передачу вибраций и шумов кузову (кабине) автомобиля.
Третье направление — применение все более совершенных шумо-изолирующих покрытий кузовов, в том числе многослойных. Все перечисленные направления способствуют и снижению передаваемых в салон вибраций.
Снижение уровня вертикальных ускорений, действующих на водителя и пассажиров при движении автомобиля, обеспечивается совершенствованием подвески автомобиля. Одними из самых перспективных с этой точки зрения являются регулируемые подвески (пневматические, гидропневматические, комбинированные).
Обеспечение комфортных условий по температуре в салоне и воздухообмену (вентиляции) идет по пути оборудования автомобилей кондиционерами. В настоящее время кондиционер может быть установлен на любой автомобиль. Есть примеры оборудования кондиционером серийного легкового автомобиля малого класса, имеющего двигатель рабочим объемом менее 1 л. («Тойота Ярис», начало выпуска 1999 г.). Очень важной и актуальной проблемой остается обеспечение поступления кондиционированного воздуха (в том числе и подогретого из печки автомобиля) к каждому сидящему в салоне в нужном количестве и в нужном месте, поскольку это требует очень развитой системы распределения воздушных потоков и регулируемых в широком диапазоне мощности вентиляторов. Последний «крик моды» в вопросах обеспечения вентиляции и температуры в салоне легкового автомобиля — это климатические системы, автоматически поддерживающие заданную температуру. Требования к эффективности и безопасности систем отопления, вентиляции и кондиционирования содержатся в ГОСТ Р 50993-96, ОСТ 37. 001. 482-88, РД 37. 001. 018-84. г.
Снижение содержания С02 и СО в воздухе, поступившем в салон, решается по двум направлениям. Во-первых, ведется постоянная работа по снижению токсичности выхлопа двигателей, нормативы допустимой токсичности которых постоянно ужесточаются. Во-вторых, внедряется фильтрация воздуха, поступающего в салон через систему отопления и вентиляции или через систему кондиционирования.