Содержание
- 1 Когда нужно ставить аккумулятор на зарядку?
- 2 Как часто заряжать аккумулятор автомобиля
- 3 Оценка состояния АКБ
- 4 Подготовка батареи к процессу заряда
- 5 Как оценить состояние и заряд автомобильного аккумулятора
- 6 Каким напряжением заряжать аккумулятор автомобиля
- 7 Как правильно зарядить аккумулятор
- 8 Комбинированная зарядка
- 9 Как понять, что процесс окончен?
- 10 Выбор заводского зарядного устройства
- 11 Как заряжать аккумулятор, если нет зарядного устройства
- 12 Можно «прикуривать» от другой машины?
- 13 Как подобрать зарядник — тип АКБ / Емкость
- 14 Нужно ли заряжать новый аккумулятор для автомобиля
- 15 Техника безопасности
Когда нужно ставить аккумулятор на зарядку?
Изучая вопрос о том, как зарядить аккумулятор, необходимо обратить внимание на напряжение, которое позволяет контролировать уровень заряда. Каждому владельцу авто нужно знать его оптимальное значение. Оно должно колебаться в промежутке между 12,6–12,9 вольт. Если значение меньше, то это свидетельствует о том, что аккумулятор разряжен.
Однако на практике редко получается поддерживать полный заряд постоянно. Поэтому разрешается эксплуатировать электрическую аккумуляторную батарею с напряжением 12 вольт и выше. Если значение показателя меньше, то рекомендуется осуществить зарядку АКБ автомобиля. Это связано с тем, что использование прибора в таком состоянии может привести к негативным последствиям. Во-первых, сокращается ёмкость аккумулятора. Во-вторых, происходит оседание на поверхности пластин слоя сульфата и свинца.
Нельзя не отметить, что напряжение 10,8 вольт считается критическим. Оно получило название «глубокий разряд» и отрицательно влияет на батарею. Главное последствие такого воздействия – сокращение срока эксплуатации. Чтобы ответить на вопрос о том, как заряжать автомобильный аккумулятор правильно, нужно не только грамотно оценить состояние АКБ, но и корректно провести подготовительные процедуры.
Как часто заряжать аккумулятор автомобиля
При плюсовой температуре с нормально функционирующим АКБ нет проблем: завести двигатель можно при его зарядке на 50 %. Однако при минусовой температуре емкость агрегата может резко упасть в 1,5-2 раза. Более того, эксплуатация автотранспорта зимой подразумевает короткие поездки, работу энергоемких устройств для подогрева тех же сидений или зеркал. Это также увеличевает нагрузки на АКБ. В результате АКБ не успевает ни получить должной зарядки от генератора, ни компенсировать понесенные энергопотери.
Поэтому требуется полная подзарядка АКБ методом подключения к зарядному устройству. Ее осуществляют минимум один раз в год перед наступлением холодов. Какого-то предельного ежегодного числа зарядок автомобильной батареи нет. Однако если АКБ часто «просит» подзарядку, это станет предвестником серьезных поломок: не проходит заряд с генератора при передвижении авто, нарушился баланс воды и кислоты при выкипании.
Оценка состояния АКБ
Анализируя, как правильно заряжать аккумулятор, необходимо отметить, что начинать нужно с изучения информации, включающей в себя сведения об оценке состояния батареи. Итак, это можно осуществить с помощью трёх методов:
- По встроенному индикатору, который установлен на большинстве современных аккумуляторных батарей. Он представляет собой шарик, изменяющий цвета в зависимости от зарядки. Если оттенок становится зелёным, то автомобиль функционирует на оптимальном уровне. В ситуациях, когда цвет меняется на белый, необходимо зарядить АКБ. Возникают моменты, когда индикатор становится чёрным. Это свидетельствует о недостаточном уровне электролита.
- С помощью профессионального электроизмерительного прибора под названием мультиметр. Он позволяет определить степень разряженности аккумуляторной батареи. Другими словами, это устройство измеряет напряжение на клеммах, которое должно превосходить значение в 12 вольт.
Соответствие между величиной напряжения и заряда
Степень напряжения, ВУровень заряда, %10,5 0 11,58 20 11,9 40 12,2 60 12,42 80 12,6 и более 100 - С использованием нагрузочной катушки. Практика показывает, что этот способ является самым достоверным, чтобы определить, нужно подзарядить аккумулятор автомобиля или нет. Причём такую катушку можно приобрести в любом магазине, специализирующемся на продаже аксессуаров для машин.
Подготовка батареи к процессу заряда
Перед тем как заряжать аккумулятор автомобиля, рекомендуется провести подготовку, включающую в себя определённую последовательность действий:
- Снять батарею с транспортного средства.
- Применить содовый раствор для очистки моноблока АКБ от остатков кислоты и загрязняющих веществ. Для приготовления такой смеси понадобится 1 столовая ложка соды на стакан воды. Она используется, чтобы ослабить действие электролита, в состав которого входят серная кислота и очищенная вода в процентном соотношении 40 на 60. Если в процессе очищения раствор начнёт шипеть и немного пениться, то это свидетельствует о наличии кислотных излишек.
- Очистить клеммы аккумулятора. Это необходимо сделать, так как они постоянно подвергаются окислению. Подобную процедуру рекомендуется осуществлять двумя способами: с помощью режущих инструментов или гибкого абразивного материала.
- Протереть верхнюю часть моноблока аккумуляторной батареи.
- Открутить пробки из АКБ.
- Провести осмотр уровня электролита. Такую процедуру можно выполнить за несколько минут. Если пластины опущены в него на 0,5 сантиметра, то это говорит об оптимальном значении показателя. В противоположной ситуации возникает необходимость добавить дистиллированную жидкость.
- Убедиться в правильной полярности аккумулятора и подключить специальное зарядное устройство стороной выхода к клеммам АКБ.
- Запустить процесс передачи заряда.
- Откорректировать параметры response и metadata на приборе. Это действие характерно для устройств неавтоматического плана.
У неопытных автомобилистов часто возникает вопрос: как часто нужно заряжать аккумулятор автомобиля? Специалисты рекомендует это делать один раз в сезон, преимущественно перед наступлением зимы. Однако иногда может потребоваться дополнительная подзарядка. Чтобы определить, когда заряжать аккумулятор автомобиля, нужно предельно внимательно отслеживать процесс запуска двигателя. Если стартер раскручивается в стандартном темпе, то никаких действий производить не требуется. В противоположных ситуациях необходимо решить проблему с малым зарядом. Таким образом, чёткий ответ на вопрос о том, как часто заряжать аккумулятор автомобиля, отсутствует, так как он зависит от ряда неконтролируемых факторов.
Если говорить о том, можно ли заряжать холодный аккумулятор автомобиля, то в зимний период это нужно делать каждый месяц. Причём один раз в неделю рекомендуется проводить проверку плотности вещества, проводящего электрический ток, и ежедневно доливать дистиллированную жидкость перед выездом.
Как оценить состояние и заряд автомобильного аккумулятора
Правильная зарядка и ряд условий, которые необходимо соблюдать в процессе эксплуатации автомобильного аккумулятора, способны обеспечить нормальный запуск двигателя даже в условиях крайне низких температур. Главным показателем состояния АКБ является степень его заряда. Далее мы ответим, как узнать, заряжен ли аккумулятор автомобиля.
Начнем с того, что некоторые модели батарей имеют специальный цветовой индикатор на самой АКБ, который указывает на то, заряжен или разряжен аккумулятор. Стоит отметить, что указанный индикатор является весьма приблизительным показателем, по которому можно с определенной долей вероятности определить только необходимость дозарядки. Другими словами, индикатор заряда может показывать то, что аккумулятор заряжен, но при этом пускового тока при отрицательных температурах оказывается недостаточно.
Еще одним способом определения степени заряда аккумулятора является замер напряжения на выводах АКБ. Данный способ также позволяет весьма приблизительно произвести оценку состояния и степени заряда. Для замера аккумулятор потребуется снять с автомобиля или отключить от ЗУ, после чего нужно дополнительно выждать около 7 часов. Температура наружного воздуха не имеет принципиального значения.
Далее можно оценить состояние аккумулятора по напряжению на выводах АКБ:
- 12.8 В-100% заряда;
- 12.6 В-75% заряда;
- 12.2 В-50% заряда;
- 12.0 В-25% заряда;
- Падение напряжение менее 11.8 В указывает на полный разряд аккумулятора.
Также можно осуществить проверку степени заряда аккумулятора без ожидания. Для этого напряжение на выводах АКБ нужно мерить нагрузкой при помощи так называемых нагрузочных вилок. Такой способ является более точным и достоверным. Указанная вилка является вольтметром, параллельно выводам вольтметра подключается сопротивление. Величина сопротивления составляет 0.018-0.020 Ом для АКБ с показателем емкости от 40-60 Ампер-часов.
Вилку нужно подключить к соответствующим выходам на батарее, после чего через 6-8 сек. зафиксировать показания, которые отображает вольтметр. Далее можно оценить степень заряда батареи по напряжению с использованием нагрузочной вилки:
- 10.5 В — 100% заряда;
- 9.9 В — 75% заряда;
- 9.3 В — 50% заряда;
- 8.7 В — 25% заряда;
- Показатель менее 8.18 В — полный разряд АКБ;
Также можно провести измерения при отсутствии нагрузочной вилки без снятия аккумулятора с авто. Батарея должна быть подключена к бортовой сети транспортного средства. Затем потребуется дать нагрузку на аккумулятор посредством включения габаритов и дальнего света головной оптики (для автомобилей со штатными галогеновыми лампами). Лампочки фар имеют мощность 50 Вт, нагрузка получается около 10 А. Напряжение нормально заряженного аккумулятора в этом случае должно составлять около 11.2 В.
Следующим способом, который позволяет проверить заряд АКБ, является замер напряжения на выводах батареи в тот момент, когда производится запуск ДВС. Данные измерения можно считать достоверными только при условии нормально работающего стартера.
В момент пуска показатель напряжения не должен оказываться ниже отметки в 9.5 В. Падение напряжения ниже указанной отметки означает, что аккумулятор сильно разрядился. В этом случае требуется его зарядка при помощи ЗУ. Данный способ проверки также позволяет выявить неполадки стартера. На автомобиль устанавливается заведомо исправный и на 100% заряженный аккумулятор, после чего производится замер. Если напряжение на клеммах АКБ в момент запуска упадет ниже 9.5 В, тогда очевидны проблемы со стартером.
Напоследок добавим, что замеры разными способами предполагают фиксацию колебаний в доли вольта. По этой причине к вольтметру выдвигаются повышенные требования. Крайне важна точность устройства, так как малейшая погрешность даже в один или два процента приведет к ошибке в измерении степени заряда АКБ на 10 -20 %. Для замеров рекомендуется использовать приборы с минимальной погрешностью.
Измерением величины напряжения на выводах без нагрузки
Для 12-вольтового кислотного аккумулятора есть данные, которые указывают степень разряда и другие характеристики. Итак, далее приведена таблица степени зарядки 12-вольтового АКБ при температуре окружающей среды 25°С:
Напряжение, В | 12,65 | 12,35 | 12,10 | 11,95 | <11,7 |
Температура замерзания, °С | -58 | -40 | -28 | -15 | -10 |
Степень заряда, % | -58 | -40 | -28 | -15 | -10 |
В данном случае измерять напряжение на клеммах нужно в состоянии покоя АКБ и не ранее 6 часов с последней его работы на машине.
Измерением плотности электролита
В свинцово-кислотном аккумуляторе залит электролит, который имеет непостоянную плотность. При наличии ареометра вы имеете возможность определить плотность в каждой банке, и в соответствии с приведенными данными в таблице ниже, определите степень зарядки вашего АКБ:
Плотность электролита, г/см³ | 1,27 | 1,23 | 1,19 | 1,16 |
Температура замерзания, °С | -58 | -40 | -28 | -15 |
Степень зарядки, % | 100 | 75 | 50 | 25 |
Измерение плотности производится не ранее одного часа с последнего момента работы АКБ, только в состоянии его покоя, обязательно с выключением его из электроцепи автомобиля.
С помощью нагрузочной вилки
Простейший способ определить степень зарядки — при помощи нагрузочной вилки, при этом аккумулятор не обязательно отключать от энергосистем и снимать с автомобиля.
Нагрузочная вилка представляет собой устройство с вольтметром и параллельно подключенными выводами. Подключается вилка к клеммам АКБ и показания снимаются спустя 5-7 секунд. Пользуясь нижеуказанной таблицей, вы узнаете стень заряда своего АКБ, исходя из данных нагрузочной вилки:
Напряжение на выводах аккумулятора, В | 10,5 | 9,9 | 9,3 | 8,7 | <8,2 |
Степень заряда, % | 100 | 75 | 50 | 25 |
По напряжению под нагрузкой электрооборудования автомобиля
Если под рукой нет нагрузочной вилки, то АКБ можно легко нагрузить включением света фар и печки. При этом воспользовавшись вольтметром или мультиметром вы получите точные данные, которые укажут на работоспособность АКБ и генератора.
Если автомобиль оснащен вольтметром (автомобили ГАЗ-3110, ВАЗ 2106,2107, ЗАЗ-1102 и другие), то при запуске мотора вы можете определить степень заряда наблюдая за стрелкой вольтметра. При этом работа стартера не должна просаживать напряжение ниже 9.5В.
По встроенному гидрометрическому индикатору
Большинство современных аккумуляторов оснащены гидрометрическим индикатором, представляющий собой глазок с цветным индикатором. При заряде 60% и более глазок будет показывать зеленым цветом, чего достаточно для уверенного запуска ДВС. Если индикатор бесцветный или белый, это означает недостаточный уровень электролита, требуется долив.
Каким напряжением заряжать аккумулятор автомобиля
Начнем с того, что зарядка аккумулятора предполагает подачу на него такого тока, которого не хватает батарее для полного заряда. На основе данного утверждения можно ответить на вопросы, каким током заряжать аккумулятор автомобиля,а также сколько нужно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством.
В том случае, если аккумулятор с емкостью 50 Ампер-часов заряжен на 50%, тогда на начальном этапе следует установить зарядный ток 25 А, после чего этот ток нужно динамично уменьшать. К моменту полного заряда аккумулятора подача тока должна прекратиться. Такой принцип работы лежит в основе автоматических зарядных устройств, при помощи которых автомобильный аккумулятор заряжается в среднем за 4-6 часов. Единственным минусом таких ЗУ является их высокая стоимость.
Также стоит выделить зарядные устройства полуавтоматического типа и решения, которые предполагают полностью ручную настройку. Последние наиболее доступны по цене и широко представлены в продаже. С учетом того, что аккумулятор обычно разряжен на 50%, можно высчитать, сколько заряжать необслуживаемый аккумулятор автомобиля, а также понять, сколько нужно заряжать аккумулятор автомобиля обслуживаемого типа.
Основой для расчета времени заряда АКБ является емкость аккумулятора. Зная данный параметр, время заряда просчитывается достаточно просто. Если аккумулятор имеет емкость 50 А•ч, тогда для полной зарядки требуется подать на такую батарею ток не более 30 А•ч. На зарядном устройстве выставляется 3А, что потребует десять часов для полной зарядки аккумулятора зарядным устройством.
Чтобы на 100% быть уверенным в том, что аккумулятор полностью заряжен, через 10 часов можно выставить на ЗУ ток 0.5 А, после чего продолжить заряжать батарею еще 5-10 часов. Такой способ заряда не представляет опасности для автомобильных аккумуляторов, которые имеют большую емкость. Минусом можно считать необходимость заряжать АКБ около суток.
Для экономии времени и быстрой зарядки аккумулятора можно выставить на ЗУ 8 А, после чего производить заряд около 3 часов. По истечении данного срока ток заряда уменьшается до 6 А и аккумулятор заряжается этим током еще 1 час. В итоге, потребуется 4 часа для зарядки. Отметим, что данный режим зарядки не является оптимальным, так как АКБ желательно заряжать небольшим током до 3 А.
Зарядка большим током может привести к перезарядке и избыточному нагреву аккумулятора, в результате чего значительно сокращается его ресурс. Также отметим, что использование способов заряда аккумулятора, которые направлены на сведение к минимуму негативного процесса сульфатации пластин, на практике не имеют заметных положительных результатов.
Правильная эксплуатация аккумулятора в зависимости от его типа (обслуживаемый и необслуживаемый), исключение глубокого разряда и своевременная зарядка при помощи ЗУ позволяют кислотному аккумулятору исправно работать от 3-7 лет.
Как правильно зарядить аккумулятор
Поместите зарядное устройство на устойчивую поверхность
Никогда не ставьте зарядное устройство непосредственно на батарею, так как оно может соединить отрицательные и положительные клеммы, что приведет к повреждению батареи и зарядного устройства и, возможно, даже к пожару. Вместо этого поместите зарядное устройство на устойчивую поверхность настолько далеко от батареи, насколько позволяют кабели. Перед подключением зарядного устройства к стене убедитесь, что помещение хорошо проветривается. Откройте дверь гаража или окна, если вы находитесь в помещении.
- Убедитесь, что поверхность, на которой вы устанавливаете зарядное устройство, прочная, чтобы предотвратить его падение или отсоединение от клемм.
- Используйте всю длину кабелей, чтобы максимально дальше разместить АКБ от зарядного устройства.
Подключите зарядное устройство к аккумулятору
Подсоедините черный кабель от зарядного устройства с отрицательным знаком (-) к отрицательному выводу на аккумуляторе, отмеченному тем же символом. Затем подключите красный кабель с положительным знаком (+) к положительному выводу на АКБ с соответствующим символом. Обязательно проверьте соединения перед подключением или включением зарядного устройства, так как смешивание положительных и отрицательных клемм может привести к повреждению аккумулятора или даже к пожару. [8]
- Некоторые автомобили могут маркировать положительный терминал буквами POS вместо положительного (+) символа и NEG вместо отрицательного (-).
- Убедитесь, что кабели надежно подключены, чтобы обеспечить прохождение электричества от зарядного устройства к аккумулятору.
Настройте зарядное устройство
Цифровые зарядки могут показывать уровень напряжения в батарее и позволяют устанавливать желаемый уровень напряжения. Старые же модели позволяют лишь включать и выключать процесс зарядки.
Скоростные зарядные устройства также дают возможность выбирать скорость, с которой вы хотите зарядить батарею (часто изображается в виде черепахи для медленного заряда и кролика для быстрого).
Быстрая зарядка хороша для автомобильного аккумулятора, который недавно разрядился из-за того, что вы оставили свет включенным или что-то в этом роде. Если же аккумулятор разряжался на протяжении длительного времени, может потребоваться более долгий процесс зарядки, прежде чем его можно будет использовать.
- Если устройство позволяет установить желаемое напряжение батареи, поставьте значение, указанное на этикетке.
- Никогда не ставьте зарядное устройство в режим быстрой зарядки, если вы планируете оставить его без присмотра.
- Если выбран режим медленной зарядки, аккумулятор можно оставлять без присмотра на всю ночь.
Существует два режима зарядки: постоянным током или постоянным напряжением. Первый способ считается более эффективным, ведь он не требует контроля. Второй способ проще, но позволяет зарядить АКБ только до 80 процентов.
Некоторые дорогие модели зарядки дают возможность воспользоваться комбинированным методом, благодаря которому участие человека сводится к минимуму.
Как заряжать постоянным током
- Установить напряжение в 10 процентов от емкости АКБ и заряжайте до тех пор, пока напряжение не повысится до 14,4 В. Например, если емкость АКБ 60 Ач, то заряжают его током около 6 Ампер.
- Затем нужно уменьшить ток в два раза (в нашем примере до 3 Ампер), чтобы понизить степень кипения.
- Как только уровень напряжение станет равным 15 В, снова в два раза сокращаем ток и продолжаем процесс зарядки, пока значение тока и напряжение не перестанут меняться.
Как заряжать постоянным напряжением
Процесс зарядки протекает намного проще. Нужно только установить уровень напряжение 14,5 В и ожидать. Процесс зарядки может длиться до 24 часов, емкость батареи будет восполнена только до 80 процентов. Но зато не возникнет необходимости контролировать процесс и находиться рядом.
Комбинированная зарядка
Многие водители, выбирая, как лучше зарядить аккумулятор автомобиля, отдают предпочтение комбинированному способу, который включает в себя два этапа. На первой стадии происходит использование силы тока, соответствующей 1/10 от фактической ёмкости. Заряд должен достигнуть 14,4–14,8 вольт. Далее необходимо перейти на зарядку с использованием постоянного напряжения. Такой метод позволяет избавиться от ряда недостатков, так как обладает следующими положительными свойствами:
- Обеспечивает оптимальную скорость заряда.
- Ликвидирует избыток напряжения, которое может стать причиной разложения сложного вещества под воздействием воды и опасного выделения газа.
Как понять, что процесс окончен?
Чтобы правильно поставить аккумулятор автомобиля на зарядку, рекомендуется использовать силу тока, которая не превышает 1/10 вместимости АКБ. Это значение можно найти на моноблоке. Оно обозначается в виде A/час.
Если заряжать батарею с использованием автоматических устройств, то окончание процесса высветится на дисплее. Он оснащён цифровыми индикаторными лампами, которые показывают, на каком этапе находится зарядка. Зелёный цвет – показатель того, что аккумулятор готов к работе.
В некоторых зарядных устройствах вставлен амперметр. В тот момент, когда его стрелка приблизится к значению ноль, можно будет отключить АКБ от аппарата. Таким образом, заряжайте автомобильный аккумулятор правильно до нужного предела!
Выбор заводского зарядного устройства
Выбор зарядного устройства для свинцово-кислотных электрических аккумуляторов – важная и ответственная задача, так как от этого прибора зависит функционирование всего авто. В первую очередь рекомендуется обратить внимание на возможность стабилизации силы тока.
Оптимальный выбор – автоматическая зарядка аккумулятора для автомобиля. С одной стороны, она гарантирует наилучшее соотношение между движением электрического заряда в проводнике и напряжением. С другой стороны, осуществляет циклическую зарядку аккумулятора автомобиля. При достижении требуемого соответствия прибор прекратит передачу заряда.
Отметим, что такие устройства защищены от возникновения рисковых ситуаций:
- неграмотного соблюдения условий полярности;
- соединения двух точек электрической цепи с различными значениями потенциала;
- избытка токовой нагрузки.
Ряд моделей такого формата премиум-класса обладают вспомогательными характеристиками:
- режимом удаления солей серной кислоты с пластин аккумулятора;
- дополнительной системой тренировок;
- функцией установления величины АКБ;
- наличием экрана с индикацией.
Как заряжать аккумулятор, если нет зарядного устройства
Нередко владельцы авто интересуются, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля без зарядного. Иногда в качестве замены применяют блоки питания от компьютерной техники или мобильных устройств.
Не секрет, что главным условием подачи тока является наличие напряжения, величина которого несколько выше напряжения на выходах АКБ. Пример: параметр выходов компонента составляет 12 В, а напряжение ЗУ не должно быть ниже 14В. В тоже время, напряжение техники часто не превышает отметки в 7 В.
Предположим, под рукой имеется ЗУ с напряжением в 12 В, будет присутствовать проблема в виде срабатывания системы защиты в сторонних блоках питания, поэтому зарядка не подаст ток на получателя. Если подобная защита отсутствует, с высокой вероятностью адаптер выйдет из строя из-за чрезмерной нагрузки.
Также эксперты не рекомендуются питать АКБ от зарядок, которые обладают необходимым напряжением, но не имеют функции регулировки параметров выдаваемого тока. Именно поэтому, заряжать аккумулятор автомобиля можно только с помощью специализированного устройства.
Можно «прикуривать» от другой машины?
Частым и эффективным методом зарядки является “прикуривание” от другого автомобиля но только в случае, если стартер вяло крутит. Технически этот процесс легок, однако пренебрежение простейшими правилами может привести к выходу из строя блока управления двигателя, блоков BCM и так далее. Последовательность:
- подключаем провода к АКБ донора, сначала крокодилами зажимает клемму “+” после “-”;
- второй конец проводов подключается к АКБ реципиента, в такой же последовательности с соблюдением полярности, инач как мнимум вы и донор лишится акумулятора;
- запускается двигатель реципиента, желательно чтобы рабочий диапазон оборотов составляет от 1500 до 3500 оборотов, спустя секунд 20 можно отсоединять провода у пациента, и пробовать запускать ДВС. Обычно этого времени вполне достаточно.
Помните, ни в коем случае не подключайтесь к АКБ пациента при работающем двигателе, иначе в большей вероятностью из строя выйдет генератор, и ряд электрооборудования.
Как подобрать зарядник — тип АКБ / Емкость
Правильно подобранное ЗУ способно увеличить ресурс АКБ на 20–25%, вернуть заряд к норме, устранить проблемы с обслуживанием.
Прибор выбирается в зависимости от следующих условий:
- Типа батареи, установленной на транспортном средстве.
- Ёмкости.
Для AGM
Подходят системы с автоматическим управлением. Для АКБ на 12В берут аппараты, выдающие до 15В. Верхний параметр нужен для режима быстрого восстановления заряда до 70–90%, при эксплуатации в стандартных условиях достаточно напряжения до 14В.
Для гелевых
Предельное значение выходного напряжения не должно быть выше 14В. Gel–элементы особенно чувствительны к перегреву электролита. Следует выбирать гаджет с функцией снижения силы тока при критических значениях температуры в автоматическом режиме.
Сегодня нет необходимости покупать специфические приборы для разных аккумуляторных батарей. Компактная модель Fubag MICRO 160/12 весом всего 800 г работает с AGM, GEL, и свинцово–кислотными WET на 160 A·ч. Верхняя граница рассчитана на тяжёлую технику. В модели предусмотрен специальный режим работы при низких температурах.
Для Li–ion и LiFePO4
Варианты относятся к самым чувствительным к перегреву. ЗУ для литиевых элементов обеспечивает точные значения силы тока и выходного напряжения. Максимальный показатель должен оставаться в пределах 4,2В. Этой величины достаточно, чтобы зарядка достигала 70% от номинала. В ряде схем реализована технология дозарядки.
Как определить ёмкость
Параметры указаны в инструкции или на шильдике. Число в А·ч показывает, какое количество тока уходит в единицу времен.
Обратите внимание! Зарядник следует подбирать с небольшим запасом (10–15%), чтобы аппарат не работал на пределе возможностей.
Ускоренная зарядка АКБ
Автолюбителям известно также несколько способов ускоренной подзарядки аккумуляторного элемента.
Зарядка от ЗУ. Ток настраивают строго на максимум: при полной разрядке АКБ это безопасно. В таком случае напряжение на выходе будет равняться 15 В. Ток в начале будет оставаться на нуле — постепенный рост показателя будет говорить о начале зарядки. Как только цифры начнут немного увеличиваться, ЗУ отключают, после быстро поворачивают ключ зажигания. Двигатель запустится, а АКБ начнет заряжаться уже от генератора.
Применение бустера. Так называют портативные механизмы для аварийного запуска — небольшие аккумуляторы, способные передать заряд основной АКБ. Тут есть два способа:
- Подключение к прикуривателю. Это самые маленькие, но и самые низко эффективные бустеры.
- Прямое подключение к батарее с помощью «крокодилов». АКБ будет заряжаться без запуска зажигания.
Пользоваться бустером несложно: плюсовую клемму помощника подключают к АКБ, после чего соединяют «массы» и ожидают примерно 10-15 минут.
И самый традиционный способ — «прикуривание». Для него нужны провода с качественными клеммами, с сечением не менее 1 см2. Инструкция такова:
- Авто-донор подгоняют как можно ближе, двигатель не глушат.
- Первым делом подсоединяют плюсовой провод: первую клемму — на пустой АКБ, вторую — на полный.
- Затем подсоединяют «массу»: первую клемму на полный АКБ, вторую — на пустой. Важно не забывать об этой обратной последовательности.
При «прикуривании» стоит помнить и о таких правилах:
- Для подзарядки достаточно 10-15 минут, после двигатель можно заглушить.
- Не нужно пытаться завести «питающуюся» машину, пока мотор «донора» еще работает.
- В случае дизельных и инжекторных автомобилей, зажигание можно выключить до того, как выключится двигатель «донора».
Нужно ли заряжать новый аккумулятор для автомобиля
Далеко не все автолюбители знают, что есть случае, в которых требуется подзарядка даже нового, только что приобретенного АКБ. После покупки обязательно проверьте время изготовления. Если с даты производства прошло более 6 месяцев, то АКБ требуется зарядить с помощью ЗУ. Можно предварительно проверить уровень заряда:
- напряжение 12,6-12,9 В — зарядка не нужна;
- менее 12,5 В — требуется подзарядка;
- менее 11,9 В — батарея разряжена полностью.
Установка незаряженной новой батареи оборачивается самыми разными неприятностями. Чаще всего пластины частично покрываются сульфатом, в результате чего становится невозможной самостоятельная очистка зарядом от генератора. В более редких случаях генератор не может зарядить неполную батарею до нужного уровня, когда подключено слишком много энергопотребителей. Поэтому при короткой поездке легко можно «убить» не полностью заряженную новую АКБ.
Техника безопасности
И аккумулятор, и зарядное устройство – электрические приборы, поэтому работать с ними необходимо, придерживаясь определённых требований к безопасности. Не следует забывать, что внутри АКБ находится электролит, содержащий кислоту, что также налагает определённые требования при работе с агрессивными жидкостями.
Несоблюдение правил ТБ может стать причиной взрыва батареи. Чтобы избежать всех возможных рисков, во время зарядки аккумулятора автомобиля в домашних условиях нужно придерживаться следующих рекомендаций:
- помещение, в котором происходит зарядка, должно быть хорошо вентилируемым: в ходе подзарядки жидкость может закипеть, при этом выделяемые пары взрывоопасны – это смесь кислорода и молекулярного водорода;
- запрещается пользоваться огнём возле аккумулятора;
- не оставляйте батарею на длительное время без присмотра, если не пользуетесь автоматическим ЗУ;
- перед зарядкой АКБ необходимо осмотреть на предмет наличия повреждений корпуса, крышки или выводов. Все загрязнения подлежат удалению;
- если на корпусе имеются подтёки, прикасаться к ним голыми руками нельзя: с большой долей вероятности это следы электролита. Удалять такие подтёки нужно работая в резиновых рукавицах и используя ветошь, смоченную в растворе соды (это щелочной раствор, нейтрализующий действие кислоты);
- в обслуживаемых батареях необходимо проверить состояние электролита (уровень и прозрачность). Если жидкость не покрывает пластину на 10-15 мм., её нужно долить. Помутнение электролита свидетельствует о повреждении пластин;
- желательно также измерить плотность раствора во всех банках с помощью ареометра – важно, чтобы значения в секциях не отличались друг от друга на величину, превышающую 0,01.
Можно ли заряжать аккумулятор не отсоединяя от бортовой сети автомобиля
Теоретически данный способ такой зарядки возможен, но при соблюдении определенных правил, иначе можно привести к выходу из строя всей бортовой сети авто. Правила такой зарядки:
- подключить клеммы ЗУ и только после этого включить его в сеть 200V, а по окончанию зарядки сначала снимаются клеммы, после выключается зарядное устройство из сети. Если вы перепутаете последовательность, то это чревато образованию перенапряжения;
- подключение клемм начинается с положительной, отключение с отрицательной;
- перед подключением ЗУ все энергопотребители машины необходимо отключить, ни в коем случае не оставляйте ключи в замке зажигания;
- процесс зарядки осуществлять только в проветриваемом помещении.
- https://carbatt.ru/kak-pravilno-zaryadit-avtomobilnyy-akkumulyator
- https://stoavtomaster.ru/kak-zaryadit-akkumulyator-avtomobilya/
- http://KrutiMotor.ru/kak-zaryazhat-akkumulyator-avtomobilya/
- https://AvtoTachki.com/kak-pravilno-zaryazhat-avtomobilnyj-akkumulyator/
- https://7vaz.ru/enciklopediya/zaryazhaem-akkumulyator.html
- https://cartale.ru/480-kak-zarjadit-akkumuljator-avtomobilja.html
- https://store.fubag.ru/tips/kak-zaryadit-akkumulyator-avtomobilya-zaryadnym-ustroystvom-o-chem-nuzhno-znat/
- https://remam.ru/elektrik/kak-zaryadit-akkumulyator-avtomobilya-pravilno.html