Содержание
- 1 Что такое сульфатация аккумулятора и в чём она выражается?
- 2 Что нужно знать о сульфатации
- 3 Как определить сульфатацию
- 4 Причины сульфатации
- 5 Особенности химических процессов
- 6 Что такое десульфатация аккумулятора автомобиля
- 7 Зарядное устройство с десульфатацией для автомобильного аккумулятора
- 8 Десульфатация пластин специальным зарядным устройством
- 9 Как уменьшить сульфатацию
- 10 Как убрать сульфатацию
- 11 Избавляем батарею от процессов сульфатации
- 12 Способы «лечения» аккумулятора
- 13 Профилактические меры
Что такое сульфатация аккумулятора и в чём она выражается?
Визуально сульфатацию можно определить по состоянию пластин. Плюсовые пластины становятся светло-коричневыми, а на их поверхности появляются белые пятна. Минусовые пластины становятся беловато-серого цвета и набухают. Если не принимать никаких мер по устранению сульфата свинца (процесс десульфатации), то постепенно его объём превышает активную массу пластин. В результате происходит существенная потеря ёмкости АКБ. Кроме того, из-за увеличения объёма сульфата (PbSO4) происходит выпучивание отрицательных пластин. Что касается положительных пластин, то из-за неравномерных механических напряжений при запущенной сульфатации происходит их коробление.
Процесс сульфатации приводит к существенному увеличению сопротивления активной массы пластин. Это повышает общее сопротивление аккумулятора. Напряжение сильно сульфатированного аккумулятора резко увеличивается уже в начале зарядки при нормальном токе зарядки. В результате наблюдается «кипение» электролита. Если процесс сульфатации зашёл слишком далеко, то на поверхности электродов образуется корка из сульфата и батарея просто теряет проводимость, поскольку PbSO4 не проводит электрический ток.
Лучше всего можно объяснить это явление с помощью химической реакции, происходящей в АКБ. Она описывается следующим уравнением:
Pb + 2H2SO4 + PbO2 ⇒ 2PbSO4 + 2H2O
При разряде аккумулятора свинец из одних пластин посредством серной кислоты в составе электролита вступает в реакцию оксидом свинца из других пластин. В результате этой реакции образуются сульфат свинца и вода. При протекании этой реакции меняется плотность электролита (уменьшается при разряде и увеличивается при заряде).
Когда аккумулятор заряжается, реакция идёт в противоположном направлении. Однако она проходит не полностью и часть PbSO4 (сульфата свинца) остаётся на пластинах. Сульфат уменьшает поверхность активной массы, забивая поры на её поверхности. В результате падает эффективность заряда и теряется ёмкость аккумуляторной батареи.
Сульфатация АКБ вызывается различными причинами, которые будут рассмотрены ниже. Каждому автомобилисту нужно иметь о них представление. Процесс сульфатации аккумулятора значительно ускоряется, если действует несколько причин.
Что нужно знать о сульфатации
Как известно, аккумулятор автомобиля состоит из электродов – пластин и электролита – жидкости, занимающей всё свободное пространство внутри корпуса. В качестве жидкого компонента обычно используется серная кислота в сочетании с дистиллированной водой.
При заряде АКБ в результате электрохимической реакции на поверхности пластин образуются активные вещества, которые расходуются при эксплуатации источника энергии по назначению. Активные кристаллики, вступив во взаимодействие с кислотой, образуют сульфат свинца, частицы которого тут же занимают их место на электродах. Чем дольше протекает реакция, тем больше образуется сульфатных соединений и тем крупнее размер их отдельных частей.
Например, при запуске двигателя в тёплое время года требуется минимум энергетического запаса батареи и времени. Следовательно, сульфатных отложений на пластине практически не окажется.
Теперь рассмотрим ситуацию, когда необходимо завести автомобиль в сильный мороз. Часто это удаётся не с первой попытки, порой дело доходит до полной разрядки аккумулятора. Вот тут-то в полной мере и проявляет себя вредоносное явление – реакция продолжительна, кристаллов сульфата много и они велики, занимают большую часть поверхности пластины.
При регулярной полной разрядке батареи сульфатная плёнка со временем «оккупирует» всю пластину целиком, препятствуя накоплению энергии.
Теперь мы знаем, что это такое сульфатация пластин аккумулятора, а как понять: есть она или нет?
Как определить сульфатацию
Чем раньше удастся определить налёт на пластинах, тем больше шансов избавиться от него, а значит, и продлить жизнь вашей батареи.
Первые признаки сульфатации аккумулятора:
- При визуальном осмотре на токовыводах корпуса и клеммах явно прослеживаются грязно-коричневые разводы.
- Заглянув внутрь АКБ, обнаруживаете белёсые пятна – подтёки.
- Очень быстрый заряд разряженного полностью источника энергии – обычно в течение часа.
- Индикатор устройства и приборы показывают 100%-ную зарядку, а двигатель не запускается даже при плюсовой температуре.
- При включении фар на неработающем авто, аккумулятор тут же садится.
- Разбухание пластин.
- Изменение цвета электролита и его частые закипания.
- Повышенное газовыделение.
- И, наконец, полная неработоспособность устройства, требующая его замены.
Причины сульфатации
Основная причина сульфатации пластин аккумулятора, которой подвержены все кислотные батареи, – нарушение правил эксплуатации.
Факторов, способных привести к развитию этого явления, множество:
Колебания температуры
Здесь имеется в виду не высокая или низкая температура электролита, а именно, её колебания. Сульфат свинца слабо растворяется в серной кислоте. Интенсивность растворения увеличивается с ростом температуры. Если увеличивать температуру электролита, то сульфата на электродах растворяется в нём. А при охлаждении PbSO4 выпадает из раствора и вновь оседает на поверхности пластин. Причём сульфат будет оседать в первую очередь там, где есть мелкие частицы кристаллического PbSO4.
При таких колебаниях температуры процесс будет повторяться и мелкие частицы сульфата будут постепенно расти. И в дальнейшем они уже не будут восстанавливаются при стандартной зарядке аккумулятора. Результатом этого является снижение ёмкости, поскольку сульфат исключает из процесса заряда-разряда часть активной массы. Обмазка электродных пластин под крупными кристаллами PbSO4 не может принять участие в описанной выше реакции.
Для сульфатации, которая обусловлена колебаниями температуры электролита характерно, что образование кристаллов происходит по большей части в глубине пористой активной массы, а не на поверхности. Этот процесс в большей степени затрагивает положительные пластины, вызывая их преждевременный износ.
Пониженный уровень электролита
Пластины аккумулятора всегда должны быть покрыты электролитом. Не допускается эксплуатация АКБ с оголёнными электродами. При уменьшении уровня электролита нужно доливать в аккумулятор дистиллированную воду. Если пластины длительное время будут находиться на открытом воздухе, произойдёт глубокая сульфатация оголённой части пластин. Не редкость, когда в этих местах осыпалась обмазка и разрушались решётки.
Если пластины находились на воздухе недолго, то после доливки они приходят в нормальное состояние. Особенно чувствительны к падению уровня электролита отрицательные пластины. В результате этого их обмазка превращается в жидкую субстанцию, которая выпадает в осадок на дно аккумулятора.
Длительное нахождение в разряженном состоянии
К сульфатации также приводит длительное нахождение аккумулятора в разряженном состоянии. Рекомендуется поставить АКБ на зарядку не позднее, чем через сутки после её разряда.
Если оставить аккумулятор в разряженном состоянии надолго, то начинается активный процесс сульфатации. Он очень интенсивно происходит на поверхности отрицательных электродов из губчатого свинца. Мельчайшие частички свинца сульфатируются при соприкосновении с серной кислотой из электролита. В процессе реакции идёт выделение водорода. Чем выше плотность и температура электролита, тем интенсивнее протекает эта реакция. Кристаллы PbSO4 образуются и растут в глубине пористой активной массы. Это крупнокристаллический сульфат уже не поддаётся восстановлению при дальнейшей зарядке.
Глубокий разряд
В процессе разряда аккумулятора можно контролировать ток разрядки и конечное напряжение. Для длительных режимов с меньшим током разряда выбирается конечное напряжение 10,8 вольта. А при коротких режимах разряда и высоком токе разряда 10,5 вольта. Более подробно эти условия можно посмотреть в ГОСТ 825 – 61 с указанием плотности и температуры электролита. При увеличенном токе разряда напряжение сильнее зависит от плотности и температуры электролита.
Согласно экспериментальным данным, наименьшая сульфатация наблюдается у АКБ, которые в процессе заряда-разряда не отдают ёмкость выше 75–80 процентов от номинала. Если аккумуляторная батарея используется в качестве буферной ёмкости, то после разряда её сразу нужно переводить в режим заряда.
Частый заряд высокими токами
Если заряжать АКБ током большой величины, то PbSO4 на поверхности пластин не успевает растворяться. Этот процесс требует длительного времени. Когда зарядный ток большой, то параметры, по которым определяется конец заряда, наступают раньше, чем происходит восстановление сульфата. Эти параметры ─ постоянное напряжение и плотность электролита.
Плотность электролита при большом зарядном токе увеличивается очень интенсивно. В этом концентрированном растворе сульфат свинце легко растворяется без разложения. В результате при следующем разряде PbSO4 в виде кристаллов выпадает из раствора. В результате снижается объём активной массы и ёмкость аккумуляторной батареи. Интенсивность этих вредных процессов подстёгивает увеличенная температура при зарядке большим током. Поэтому используйте ускоренный заряд только тогда, когда это реально необходимо.
Особенности химических процессов
В основе работы свинцово-кислотного аккумулятора лежит обратимая реакция, в которой принимает участие чистый свинец, оксид свинца и серная кислота (разведенная дистиллированной водой в необходимой пропорции).
В результате химического процесса на отрицательных пластинах происходит восстановление диоксида свинца. Одновременно на положительных пластинах образуется оксид свинца. Всего в батарее протекает до 60 различных реакций, часть из процессов не использует электролит.
По мере разряда источника питания происходит деградация электролита, из которого уходит серная кислота. В процессе зарядки процессы обращаются, источник тока принимает заряд до достижения критической массы сульфата свинца, после чего начинается разложение воды на составляющие газы (кислород и водород).
Процесс выглядит как кипение жидкости, выделяемые газы образуют взрывоопасную смесь. При работе аккумулятора на автомобиле на электродах формируются крупные кристаллы сульфата свинца, которые не разрушаются при зарядке устройства.
Читайте также: Ремонт патрубка радиатора охлаждения своими руками
В процессе эксплуатации свинцово-кислотный аккумулятор постепенно “стареет” из-за сульфатации пластин и коррозии.
Причины старения аккумулятора
Основными причинами потери характеристик являются:
- Постепенная сульфатация пластин, отрицательно влияющая на емкость источника питания. Последний нормально работает в летнее время, но после продолжительной стоянки аккумулятор не позволяет провернуть вал двигателя стартером (из-за ускоренного саморазряда).
- Коррозионные процессы, разрушающие электроды. В процессе эксплуатации происходят окислительные реакции, сопровождаемые растворением материала пластин в электролите. По мере разрушения элементов происходит осыпание фрагментов электродов в нижнюю часть корпуса, что приводит к коротким замыканиям и ускорению процессов разрушения.
- Постепенное разрыхление и выпадение активной массы, которая нанесена на решетки. Интенсивность распада увеличивается при глубоких разрядах или длительной эксплуатации батареи в частично заряженном состоянии. На части аккумуляторов используется плотная компоновка электродов в банках, снижающая вероятность выпадения активного вещества.
- Негативное влияние на свинцово-кислотные источники тока оказывает эксплуатация в условиях повышенных или пониженных температур.
Что такое десульфатация аккумулятора автомобиля
Под понятием десульфатации рассматриваются работы по очистке пластин аккумуляторной батареи от накопившегося на них сульфата свинца. Подобные работы выполняются за счет проведения специальных циклов заряда и разряда.
Как можно помнить из определения сульфатации пластин, подобная проблема возникает при обычной работе автомобильного аккумулятора. Со временем, рабочая плоскость положительных и отрицательных пластин уменьшается, поскольку на них налипает сульфат свинца. При этом понижается и плотность электролита, вплоть до 1,05-1,07 г/см3, что критически мало для нормальной работы батареи.
Если пластины аккумулятора покрылись сульфатом свинца, их нужно очистить, чтобы батарея продолжила работать максимально эффективно. Для очистки пластин следует применять специальное зарядное устройство, при помощи которого и выполняется десульфатация.
Обратите внимание: Если специального устройства для десульфатации пластин не имеется в наличии, можно использовать обычный «зарядник», выполнив описанные ниже специальные циклы зарядки и разрядки. Эффект будет хуже, но все равно пластины частично очистятся от осевшего сульфата свинца.
Десульфатация подразумевает выполнение циклов заряда и разряда аккумулятора по специальной технологии. Рассмотрим ниже подробнее, как это делается.
Зарядное устройство с десульфатацией для автомобильного аккумулятора
Перед приобретением или изготовлением самодельного блока владельцу необходимо понять, что такое десульфатация и какие аккумуляторы поддерживают процедуру очистки пластин. Оборудование обеспечивает разрушение налета сульфата свинца попеременным зарядом и разрядом. Устройства поддерживают восстановление малосурьмянистых аккумуляторов, заправленных жидким электролитом.
Зарядное устройство АИДА-11 помимо основных функций также выполняет десульфатацию.
Преимущества специального зарядного оборудования:
- процесс восстановления не оказывает дополнительного негативного влияния на источник тока;
- увеличение емкости и срока службы батареи;
- высокий КПД блоков зарядки ускоряет процесс и снижает расход электроэнергии;
- процедура очистки идет в автоматическом режиме;
- в конструкции устройства предусмотрен контрольный прибор, показывающий степень восстановления аккумулятора;
- зарядный блок оснащен переключателем режимов, позволяющим применять узел для стандартной зарядки;
- часть зарядных устройств допускает подключение щелочных или литиевых элементов.
Недостатки устройств:
- повышенная стоимость;
- длительный срок восстановления аккумуляторов (до 3-5 суток);
- не поддерживается восстановление изделий после глубокого разряда и хранения в таком виде;
- если устройство не оснащено переключателем, то узел не рекомендуется использовать для стандартной зарядки;
- не поддерживается восстановление кальциевых аккумуляторов;
- сложности при восстановлении рабочих параметров источников тока с загущенным электролитом.
Десульфатация свинцово-кислотного аккумулятора может продолжаться несколько дней.
Читайте также: Стартер не крутит автомобильный двигатель: причины и ремонт
Методы десульфатации АКБ
Десульфатацией аккумуляторных батарей автоэлектрики называют комплекс мероприятий, направленных на устранение сульфатов кальция или свинца с поверхности пластин и электродов. Десульфатацию АКБ можно проводить одним из трех способов борьбы: механической очисткой, присадками и с помощью зарядных устройств.
Механическая десульфатация аккумулятора своими руками состоит в том, что корпус аккумулятора (если это возможно) разбирается и пластины от ненужных отложений очищают вручную. Такой вариант приемлем только для блоков питания обслуживаемого типа и старых моделей батарей.
В агрегатах нынешнего поколения каждая из пластин защищена сепаратором – своеобразным пакетом, предохраняющим от их осыпания в банки. Показатели плотности электролита в защитном пакете существенно разнятся от показателей в банке, и нарушать их целостность производитель категорически запрещает. Не «распаковав» пластины, механически очистить их невозможно.
Десульфатация пластин с помощью присадок заключается в том, что в источник питания добавляют специальные растворы, которые останавливают процесс образования налета и возвращают блоку питания номинальную емкость. Чаще всего используют присадку «Трилон-Б», но есть и другие вещества. Десульфатация батареи трилоном не всегда дает желанный результат. Вероятность восстановления блока питания до нормальных параметров составляет примерно 50%. И дело здесь не в правильном выборе десульфатора, а в технических особенностях той или иной модели батареи.
На пластинах современных моделей аккумуляторов в большинстве случаев содержится паста, в составе которой присутствует оксид свинца. Использование присадок приводит к тому, что вместе с растворением налета они уменьшают и количество пасты. Агрегат в таком случае быстро теряет свои характеристики.
Видео про десульфатацию акб и её восстановление.
Десульфатация аккумулятора зарядным устройством является одним из самых продуктивных способов при очистке пластин от ненужных отложений. Ее суть состоит в том, что в циклах заряда/разряда при установленном вольтаже и токах определенной мощности в корпусе батареи происходят естественные химические процессы. Кристаллы постепенно растворяются, а емкость и другие показатели приходят в норму.
Но у данной методики есть один минус – необходимые условия может создать только зарядник с ручкой регулировки вольтажа и силы тока. Универсальными зарядными устройствами здесь не обойтись. Использование специальных станций, обеспечивающих заряд блока питания, избавляет от всех проблем, но такие устройства по своей цене приравниваются к стоимости двух АКБ, что позволить себе может далеко не каждый автомобилист.
Но придерживаясь порядка определенных действий, очистить аккумулятор можно и с помощью обычного зарядного устройства с регулировкой силы тока и напряжения. Категорически не советуем делать этого автомобилистам, имеющим лишь отдаленное понятие об электросхемах и электрических устройствах!
Перед проведением очистки пластин таким способом необходимо проверить уровень электролита. Если он не в норме, надо долить дистиллированную воду. Затем к блоку питания подключают зарядное устройство, выставив на нем силу тока 1А и вольтаж 14В. В таком режиме устройство должно работать 8 часов (можно подключить зарядник на ночь и отключить утром).
После первого этапа процедуры необходимо проверить параметры батареи. Плотность электролита должна увеличиться, а показатели напряжения пребывать на уровне 10 В. Если приборы показывают другие цифры, то блок питания реанимировать не получится и пора задуматься о новом агрегате. Если показатели в норме, то зажимы зарядника снимаем с батареи и оставляем ее в покое на сутки.
Второй этап процедуры начинается с того, что опять подключаем зарядное устройство к блоку питания, выставив вольтаж 14В и силу тока 2–2,5 А. Через восемь часов показатели напряжения на батарее должны составлять 12,7–12,8 В. Воспользовавшись ареометром, еще раз замеряем плотность электролита (нормальным будет показатель 1,13 грамм на кубический сантиметр).
Комплекс проведенных действий требует разрядки батареи. Для этого к ней подключают любую мощную лампу и оставляют на 6–8 часов. Время от времени необходимо замерять напряжение, которое может снизиться до 9В, но не ниже. Выключив лампу, к блоку питания опять подключают зарядник и повторяют указанные выше действия. Над батареей «колдуют» до того момента, пока показатель плотности электролита не составит 1,27 гр.
Важно помнить, что процесс образования налета на аккумуляторных пластинах проще предотвратить, чем бороться с его последствиями!
Десульфатация пластин специальным зарядным устройством
В продаже можно найти специальные зарядные станции, предназначенные для десульфатации автомобильного аккумулятора. Они работают в требуемом режиме разряд-заряд и справляются эффективно с задачей очистки пластин от сульфата свинца.
Обратите внимание: Стоимость зарядной станции, предназначенной для десульфатации пластин аккумулятора, довольно значительная. За цену одной такой станции можно приобрести 3-4 новых аккумулятора. Соответственно обладать такой станцией для «домашнего использования» экономически невыгодно.
Имея специальную зарядную станцию, провести работы по десульфатации пластин очень просто. Для этого достаточно взять аккумулятор, подсоединить к нему зарядную станцию и включить процесс десульфатации, после чего устройство все сделает автоматически.
Обратите внимание: Процесс десульфатации при помощи специального зарядного устройства длится несколько дней.
Работает подобная зарядная станция очень просто. Подается напряжение для заряда, а через некоторое время начинается разряд. Чаще всего зарядный и разрядный ток идут в соотношении 10 к 1, то есть, если на заряд подается ток 2 Ампера, то на разряд 0,2 Ампера.
Когда работы будут завершены, при помощи индикации зарядная станция покажет, насколько удалось восстановить емкость аккумуляторной батареи, если на ней имеются соответствующие индикаторы или дисплей.
Как уменьшить сульфатацию
Бороться с сульфатными образованиями на пластинах АКБ не только можно, но и нужно. Это позволит существенно продлить срок службы источника энергии и, как итог, сэкономить финансовые средства владельца транспортного средства. Как известно, хороший и качественный аккумулятор – удовольствие не из дешёвых.
Но намного проще и выгоднее предотвратить проявление сульфатационных процессов, чем устранять их негативные последствия, теряя при этом часть ёмкости батареи. Если будете придерживаться основных рекомендаций, налёт на пластинах не станет грозить вашему авто и приобретение нового устройства не потребуется на протяжении нескольких лет точно.
Как устранить причины сульфатации аккумулятора и тем самым уменьшить её саму:
- Ни в коем случае не допускать полного разряда аккумуляторной батареи – это самая вероятная причина закупорки пластин.
- Если предпочтение отдаётся городскому циклу или обычный маршрут передвижения незначителен, то следует регулярно контролировать уровень заряда и при необходимости доводить его до нормы, используя устройство для зарядки. При низких температурах воздуха это особенно актуально.
- При продолжительных перерывах в эксплуатации автомобиля необходимо снять с него АКБ, полностью зарядить и хранить отдельно, лучше при положительных температурах. При этом надо помнить о периодическом контроле его ёмкости и подзарядках.
- В летнюю жару стоит по возможности воздержаться от эксплуатации машины, особенно для поездок на короткие расстояния. Кроме того, в этот период пристального внимания требует электролит, а именно его объём.
- Необходимо постоянно контролировать плотность электролитного раствора. Ведь от неё во многом зависит срок службы аккумулятора и его надёжная работоспособность в любое время года.
Как убрать сульфатацию
Как грамотно убрать сульфатацию пластин аккумулятора? Здесь главное, чтобы вредоносный процесс не зашёл слишком далеко. Лечение пластин от сульфатных наростов получило название десульфатация, то есть удаление. Есть несколько её вариантов:
- Механический – наиболее затратный по времени, но самый дешёвый с финансовой точки зрения. Он заключается в следующем: батарею разбирают, а пластины очищают вручную, используя металлическую щётку.
- Химический – использование специальных химикатов, позволяющих растворить сульфатные отложения, не повредив при этом сами электроды. Суть способа такова: жидкую электролитную среду на время заменяют «лечебным» раствором, концентрация которого должна быть в полном соответствии с инструкцией по применению выбранного реактива. Этот метод весьма эффективен, но только в случае, если пластины не успели подвергнуться разрушительному воздействию налёта. Иначе они просто рассыплются.
- Электромеханический – может быть осуществлён двумя путями:
- зарядка – разрядка АКБ малыми токами с использованием обычного зарядного устройства;
- приобретение зарядной станции, имеющей функцию профилактики сульфатационных явлений.
Итак, прибегнув к любому из этих методов, можно легко снять сульфатацию с автомобильного аккумулятора.
Избавляем батарею от процессов сульфатации
Самое главное, что владелец автомобиля своевременно обнаруживает нежелательные процессы.
Есть три варианта десульфатации:
- Физический – метод используется редко. Для этого вам нужно попасть внутрь батареи. Разрезать банку, пластины удалить, промыть дистиллятором, очистить, а затем снова впаять на место. Мы не рекомендуем делать это без специалистов, так как вы можете испортить изделие окончательно.
- Химический — этот метод, при котором динатриевая соль заливается в середину банки — может занять всего несколько часов. Такая себе «стирка» изнутри. Правда, этот способ не является рациональным из-за его сложности и высокой стоимости.
- Десульфатация – это удаление кристаллов сульфата, которые образуются на пластинах аккумулятора с помощью зарядных устройств. Этот метод является простым и рациональным, хотя занимает длительное время. Суть восстановления заключается в том, чтобы обеспечить батарею и поддерживать под высоким напряжением в течение длительного периода времени. Но даже здесь невозможно обойтись без коротких перерывов, потому что увеличение напряжения способствует интенсивности выделения газа (что нежелательно), поэтому помещение должно хорошо проветриваться.
Рассмотрим 2 варианта десульфатации:
- Зарядка АКБ, который не обслуживается.
Автоматы (десульфаторы) подключаются к клеммам, устройство заряжается в течение 10 минут – ток составляет 2 ампер, затем 1 минута – разряжает 0,2 ампер. Для восстановления аккумулятора используйте зарядное устройство.
Дело в том, чтобы поменять разрядку с полной зарядкой чередованием. Во время этого ремонта сульфаты растворяются. Проверьте электролит внутри перед началом ремонта. И добавить дистиллированную воду.
Электролит не нужно добавлять, так как его плотность увеличивается при десульфатации. Устройство заряжает и разряжает аккумулятор. Главное, чтоб интервалы зарядки были разные. Но учтите, что зарядное устройство для этой процедуры стоит не дешево.
2. Зарядное устройство с нормальным восстановлением, т.е. зарядное устройство с токами маленькой мощности.
Конечно, батарея полностью разряжена из-за сульфатов. Попробуем удалить сульфатные отложения с помощью обычной зарядки. Тем не менее, процесс немного длителен.
Для этого зарядите аккумулятор, выключите его и на некоторое время подключите любой прибор (например, дальний свет автомобиля).
Зарядка при слабом токе 14 вольт и 0,8-1 ампер. Напряжение и плотность электролита увеличивается. И мы заряжаем аккумулятор до 9V. Затем мы ожидаем разрядку до 12 вольт и т. д. Вам очень понравится результат.
Способы «лечения» аккумулятора
После обнаружения проблем с батареей, водитель задаётся вопросом – нужно покупать новый или есть возможность восстановить старый АКБ.
Давайте рассмотрим, какие АКБ подлежат ремонту, а какие – нет.
Не стоит тратить время на батарею, если:
- батарея имеет явные механические повреждения;
- причина выхода из строя не связана с процессом сульфатации. Это могут быть, например, замкнутые банки или пластины просто разрушились.
Если же чётко просматриваются все вышеперечисленные признаки сульфатации, то можно попробовать вернуть аккумулятор к жизни.
Десульфатация
Десульфатация – это процесс, направленный на очистку пластин от отложений кристаллов сульфата свинца различными способами.
- С применением специального зарядника. Данный метод требует покупки специального зарядного устройства, имеющего режим работы «заряд – разряд». Такие приборы стоят примерно от 5000 рублей. Сам процесс десульфатаци довольно простой. Аккумулятор снимаем с автомобиля и подключаем его к прибору. В таком состоянии оставляем АКБ на длительное время – иногда этот процесс может занять даже несколько дней. На экране зарядного устройства отобразиться информация, до какого уровня удалось восстановить ёмкость батареи. Несколько сложнее понять, как обстоят дела с «лечением», если у зарядника отсутствует дисплей.
Десульфатор для автомобильного аккумулятора
- Механическая очистка. Иногда находятся умельцы, которые советуют попробовать разобрать АКБ и вручную очистить пластины от налета. Этот способ подойдет только для очень опытных мастеров и потребует массу времени и умений.
- Химическая очистка. Некоторые автомобилисты советуют провести очистку пластин при помощи специальных растворов, которые могут растворять сульфат. Происходит это следующим образом:
- сливается весь имеющийся в АКБ электролит;
- сразу же заливается очищающий раствор и оставляется примерно на час. Раствор может начать кипеть и выплескиваться;
- сливаем раствор и промываем АКБ несколько раз дистиллированной водой;
- заливаем новый электролит.
При хорошем стечении обстоятельств ёмкость батареи и её работоспособность полностью восстановится. Но у данного метода есть один довольно существенный недостаток – он очень агрессивен. Проблемы могут возникнуть в том случае, если пластины слишком изношены. В процессе такой очистке они могут полностью разрушиться. Ещё одну опасность в этом случае могут представлять опавшие частицы свинца, которые могут под воздействием раствора перемкнуть пластины, чем тоже полностью выведут из строя аккумулятор.
- При помощи обычного зарядного устройства. Это самый оптимальный способ десульфотации, который идеально подходит для не слишком запущенных случаев.
- проводим проверку уровня электролита и при необходимости добавляем в АКБ дистиллированную воду. Раствор должен полностью покрывать все пластины. Важно помнить, что в этом случае нельзя добавлять ни электролит, ни концентрат;
- нам необходимо зарядное устройство с показателями «Вольт» и «Ампер» и подключить к нему наше АКБ;
- выставляем Вольты – 14-14,3 и Амперы 0,8-1 и оставляем примерно на 8-12 часов;
- проверяем показатели – плотность должна остаться прежней, а напряжение должно подрасти до 10 Вольт;
- в обязательном порядке оставляем на сутки АКБ в покое;
- снова ставим на зарядку на 8 часов, но с током в 2-2,5 Ампер;
- ещё раз сверяем показатели. Напряжение будет на уровне 12,7 Вольт. Плотность может немного подрасти до 1,13;
- приступаем к процессу разрядки. Нам понадобится лампа дальнего света или что-то аналогичное. Подключаем ее к АКБ и оставляем примерно на 8 часов, пока напряжение не опустится к показателю 9В. Это очень важно! Плотность должна остаться на прежнем уровне;
- далее повторяем весь алгоритм зарядки – плотность должна, повысится до показателя 1,17.
Процесс разрядки зарядки нужно проводить несколько раз, здесь очень важно достигнуть показателей плотности в 1,27 г/см3.
Этот способ может потребовать от вас от 8 до 14 дней, но зато аккумулятор будет восстановлен примерно на 90%, и рисков навредить здесь практически нет.
Профилактические меры
Срок службы любого аккумулятора примерно 5 лет. После этого срока процесс сульфатации неизбежен, но его можно немного замедлить. Для этого желательно соблюдать несложные правила эксплуатации.
- не оставляйте АКБ на длительное время без зарядки;
- не стоит злоупотреблять заряд большим током. Если возникнет необходимость, то лучше всего применить так называемый режим ускоренного заряда;
- не доводите батарею до полной разрядки;
- следите за уровнем электролита;
- особое внимание уделите АКБ в зимнее время.
- https://akbinfo.ru/ustrojstvo/sulfatacija-akkumuljatora.html
- https://carbatt.ru/chto-takoe-sulfatatsiya
- https://AvtoStandart-m24.ru/avtomobili-drugoe/zaryadnoe-ustrojstvo-s-funkciej-desulfatacii.html
- https://akbzona.ru/stati/sulfatatsiya-i-desulfatatsiya-akkumulyatora
- https://proakkym.info/akkumulyatory/sulfatatsiya
- https://DriverTip.ru/zhizn/chto-takoe-sulfatatsiya-akkumulyatora-kak-borotsya.html